Биография В.В. Маяковского

1915

11 февраля. Выступает в Петрограде в артистическом подвале «Бродячая собака» с чтением стихотворения «Вам!» «Когда он вызывающе выкрикнул последние строчки:
Я лучше в баре блядям буду
подавать ананасную воду, —
некоторые женщины закричали: „ай, ох!“ — и сделали вид, что им стало дурно. Мужчины, остервенясь, начали галдеть все сразу, поднялся гам, свист, угрожающие возгласы» (Т. Толстая-Вечорка, 1934).

25 февраля. Маяковский участвует в вечере, посвященном выходу альманаха «Стрелец». Среди выступающих — приглашенный футуристами А.М. Горький. "«У футуристов есть одно бесспорное преимущество — молодость. Жизнь же принадлежит молодым, а не убелённым сединами». Еще одно преимущество у футуристов, по мнению Горького. В нашей крови «неприятие мира», мы не активны, не умеем любить жизнь. У нас даже есть теории неприятия мира. А футуристы принимают жизнь целиком, с автомобилями, аэропланами. Приятие жизни — ценнейшее качество в глазах Горького. «Не нравится жизнь, сделайте другую, но мир принимайте, как футуристы». Много лишнего, ненужного у футуристов, они Начало кричат, ругаются, но что же им делать, если их хватают за горло! Надо же отбиваться. Конечный вывод Максима Горького: «В футуристах все-таки что-то есть!» (День. 1915, 27 февраля). «Вот возьмите для примера Маяковского — он молод, ему всего 20 лет, он криклив, необуздан, но у него, несомненно, где-то под спудом есть дарование. Ему надо работать, надо учиться, и он будет писать хорошие, настоящие стихи. Я читал его книжку стихов. Какое-то меня остановило. Оно написано настоящими словами...» (М. Горький. Журнал журналов. 1915, № 1).

Июнь. Знакомство с художником И.Е. Репиным.
«Маяковский начинает своего „Апостола“ с первой строки. На лице у него — вызов и боевая готовность.
Я жду от Репина грома и молнии, но вдруг он произносит влюбленно:
— Браво, браво!
И начинает глядеть на Маяковского с возрастающей нежностью. И после каждой строфы повторяет:
— Вот так та́к! Вот так та́к! ...
„Темперамент! — кричит он. — Какой темперамент!“ И, к недоумению многих присутствующих, сравнивает Маяковского с Гоголем, с Мусоргским... Репин все еще не в силах успокоиться и в конце концов говорит Маяковскому:
— Я хочу написать ваш портрет! Приходите ко мне в мастерскую» (К. Чуковский, 1940).

Июнь. Начало сотрудничества в журнале «Новый сатирикон».

Начало июля. Поездка к А.М. Горькому в Мустамяки и чтение ему поэмы «Облако в штанах».

Конец июля. Знакомство с Л.Ю. и О.М. Бриками.
«Радостнейшая дата. Июль 915-го года. Знакомлюсь с Л.Ю. и О.М. Бриками» (В. Маяковский. «Я сам»).

Начало сентября. Маяковский призван на военную службу. При содействии А.М. Горького определен в 1-ю запасную автомобильную роту петроградской Военно-автомобильной школы. В числе «ратников 2 разряда, прибывших на службу от Петроградского уездного воинского начальника и подлежащих зачислению в списки роты и на все виды довольствия... Маяковский Владимир Владимиров» (Приказ от 19 сентября 1915 г.). «Только сейчас окончились мои мытарства по призыву, спешу вам написать и успокоить. Я призван и взят в Петроградскую автомобильную школу, где меня определили в чертежную, как умелого и опытного чертежника. Беспокоиться обо мне совершенно не следует. После работы в школе я могу вести все те занятия, какие вел и раньше. Адрес мой остается прежний» (Из письма В. Маяковского — А.А., Л.В. и О.В. Маяковским, сентябрь 1915 г.).

7 сентября. Знакомство с А.И. Куприным.

Сентябрь. В Петрограде вышла отдельным изданием поэма «Облако в штанах» (Посвящение «Тебе, Лиля»). «Облако в штанах»... считаю катехизисом сегодняшнего искусства. «Долой вашу любовь», «долой ваше искусство», «долой ваш строй», «долой вашу религию» — четыре крика четырех частей" (Из предисловия В. Маяковского ко 2-му изданию, 1918 г.). «Помню, как затаив дыхание сто раз слушал „Облако“ Хлебников и, получив только что вышедшую книгу, стал вписывать в свой экземпляр запрещенные царской цензурой места...» (Л. Брик, 1956).

9 ноября. Из письма Маяковского А.А. Маяковской. «Дорогая мамочка, у меня к Вам большущая просьба. Выкупите и пришлите мне зимнее пальто и, если можно, одну смену теплого белья и несколько платков. Если это Вам не очень трудно, то, пожалуйста, сделайте».

Декабрь. Издан альманах «Взял. Барабан футуристов» с передовой программной статьей Маяковского «Капля дегтя», первой частью поэмы «Флейта-позвоночник» и стихотворением «Вам!» (под заглавием «Вам, которые в тылу»). «Стали собирать первый номер журнала. Имя ему дали сразу „Взял“. Володя давно уже жаждал назвать кого-нибудь этим именем: сына или собаку, назвал журнал. ... Обложку на журнале сделали из грубой оберточной бумаги, а слово „Взял“ напечатали афишными буквами» (Л. Брик, 1934).

Декабрь. Начал выходить под редакцией А.М. Горького журнал «Летопись». Маяковский приглашен в число постоянных сотрудников журнала.

Зима 1915–1916 года. Знакомство с В.Э. Мейерхольдом. «Размашисто написав что-то карандашом на книжке, он поднес ее Мейерхольду, а тот прочел написанное и быстро сунул в карман. Когда Маяковский распрощался и ушел. ... Мейерхольд вынул из кармана книжку и показал мне надпись, сделанную Маяковским: „Королю театров от короля поэтов“, — а потом снова спрятал книжку в карман». (А.В. Смирнова. «Встречи с Мейерхольдом», 1967).

1916

Середина февраля. В середине февраля вышла отдельным изданием поэма «Флейта-позвоночник» (Пг.: Изд. О. М. Брик) Посвящение: «Лиле Юрьевне Б.».

24 мая. Маяковскому предоставлен кратковременный отпуск (на 20 дней) по службе в Военно-автомобильной школе.

Июнь. Выступление в Москве в Большой аудитории Политехнического музея с чтением поэмы «Облако в штанах». «В первом ряду сидел знакомый москвичам полицейский пристав Строев, на его мундире красовался университетский значок — редкостное украшение полицейского чина. ... он держал в руках книгу и, пока читал Маяковский, не отрывался от нее. Вдруг, в середине чтения, он встал и сказал: — Дальнейшее чтение не разрешается. Оказывается, он следил по книге, чтобы Маяковский читал только разрешенное цензурой...» (Л. Никулин, 1955).

13 июня. Разговор по телефону с Александром Блоком. «На вопрос, что же замечательного он находит в Маяковском, Блок ответил с обычным лаконизмом и меткостью — одним только словом: «Демократизм» (В. Гиппиус, 1941). «...Возражая многим и многим, Блок отстаивал за Маяковским право громадного таланта...» (В. Зоргенфрей, 1922).

Лето. Знакомство с Сергеем Есениным.

Октябрь. Вышел сборник «Простое как мычание» (П.: Изд-во «Парус», 1916). Сборник был принят к изданию по инициативе А.М. Горького, возглавлявшего «Парус». «Маяковский ... сделал первую попытку собрать воедино стихи, разбросанные ранее по сборникам и тощим брошюрам. И теперь уже ясна стала и значительность Маяковского как поэта, и его место в современной поэзии. Поэт города — со стороны содержания, поэт гиперболы — со стороны приема...» (Д. Выгодский,1917).

В течение года. Маяковский работал над поэмами «Война и мир» и «Человек». Третья часть поэмы «Война и мир» была принята к публикации в журнале «Летопись», но не была пропущена военной цензурой. В № 9 «Летописи» она значится в списке произведений, которые «не могут быть напечатаны по не зависящим от редакции обстоятельствам». «Солдатчина. Паршивейшее время. Рисую (изворачиваюсь) начальниковы портреты. В голове разворачивается „Война и мир“, в сердце — „Человек“» (В. Маяковский. «Я сам»).

1917

31 января. В приказе № 53 по Военно-автомобильной школе объявлен список нижних чинов, «высочайше награжденных 13 января за отлично ревностную службу и особые труды, вызванные обстоятельствами текущей войны, медалями с надписью «За усердие». В числе 190 нижних чинов Маяковский награжден этой медалью на Станиславской ленте.

23 февраля — 10 марта. Революционные события в Петрограде. 23 февраля (8 марта) в российской столице прошла приуроченная к международному женскому дню всеобщая забастовка, в которой приняли участие 90 тысяч человек. Главный лозунг бастующих — «Дайте хлеба!». 27 февраля к недовольным присоединились части Петроградского гарнизона. Войска, перешедшие на сторону восставших, заняли важнейшие пункты города и правительственные здания. 2 марта 1917 года Николай II отрекся от престола. 10 марта было сформировано Временное правительство. Маяковский — свидетель и активный участник событий. С группой солдат Военно-автомобильной школы он производит арест начальника школы, генерала П.И. Секретёва. «Бажанов шел к Секретеву. Внизу, у двери стоял солдат с винтовкой. „Ты чего тут стоишь?“ — спросил Бажанов. „Да вот жду, как генерал выйдет, я застрелю его“. — „Ну жди, жди“. А сам пошел наверх, предупредил Секретева, чтоб не выходил, не подходил к окнам, сам сел в машину и помчался к Маяковскому, о котором знал только, что тот председатель Комитета солдатских депутатов. Услышав о назревавшем самосуде, Маяковский поспешно сел в машину Бажанова. Подъехали с черного хода, взяли Секретева и отвезли в Думу» (Из воспоминаний инженера И. Н. Бажанова, служившего в петроградской Военно-автомобильной школе, 1974). «На рассвете (28 февраля), с кипой сырых оттисков, я вышел на улицу. Невзирая на ранний час, на улицах было много народа. Около Невского на меня налетел Маяковский в расстегнутой шинели и без шапки... Он что-то кричал, кого-то звал, махал руками:
— Сюда! Сюда! Газеты!
Я стоял перед ним, как дерево под ураганом.
Около вокзала послышалась перестрелка. Маяковский бросился в ту сторону.
— Куда вы?
— Там же стреляют! — закричал он в упоении.
— У вас нет оружия!
— Я всю ночь бегаю туда, где стреляют.
— Зачем?
— Не знаю! Бежим!
Он выхватил у меня пачку газет и, размахивая ими, как знаменем, убежал туда, где стреляли» (А.Н. Тихонов (Н. Серебров), 1940).

12 (25) марта. Маяковский выступает на митинге деятелей искусств в Михайловском театре. В своей речи он протестует против проекта организации министерства искусств, требует созыва Всероссийского собора деятелей искусств.

21 марта (3 апреля). Выступление в Троицком театре на общем собрании федерации деятелей искусств «Свобода искусству». «Несколько раз поднимается неистовый и непримиримый Маяковский. Его раздражают слова, он требует революционных выступлений. ... Он, автор „Облака в штанах“, со своими единомышленниками в данный момент левее „левой федерации“. Не сегодня завтра они начинают издание газеты, в которой ... станут до конца, открыто и смело провозглашать принцип свободы их личного, индивидуального творчества. Что им за дело до других талантов, не идущих с ними в ногу? Долой их!» (Русская воля. 1917, 22 марта).

28 марта. В газете «Русская Воля» напечатано обращение к рабочим и солдатским организациям и политическим партиям, озаглавленное «На революцию»: «Товарищи! Петроградские деятели искусств — художники, поэты, писатели, актеры и музыканты образовали общество „На революцию“ с целью помочь революционным партиям и организациям в проповеди революционных идей путем искусства.
Товарищи, — если вы хотите, чтобы ваши манифестации, плакаты и знамена были заметней, — дайте вам помочь художникам.
Если вы хотите, чтобы ваши прокламации и воззвания были громче и убедительней, — дайте вам помочь поэтам и писателям.
Обращайтесь за содействием в общество „На революцию“.
Общество делится на партийные секции. Побольше просьб и заказов!
Работа бесплатная. Справки и заказы по телефонам 54-78 (обращаться к т. Ермолаевой) и 47-44 (к т. Зданевичу от 11–13 ч.).
Организационное бюро: О. Брик, Л. Бруни, В. Ермолаева, Ил. Зданевич, Э. Лассон-Спирова, М. Ле-Дантю, А. Лурье, Н. Любавина, В. Маяковский, Вс. Мейерхольд, В. Татлин, С. Толстая, В. Шкловский.
Газеты просим перепечатать».

29 марта (11 апреля). Маяковский и художник К. Коровин избраны представителями московских художников в петроградский Союз деятелей искусств.

18 апреля (1 мая). В Петрограде вышел первый номер газеты «Новая жизнь» под редакцией М. Горького. Маяковский приглашен в число постоянных сотрудников газеты.

Апрель. В журнале «Летопись» (№ 2-4) напечатана 5-я часть поэмы «Война и мир».

3 (16) мая. Выступление в концертном зале Тенишевского училища на вечере «Революция. — Война. — Футуризм. — Маяковский».

21 мая (3 июня). В газете «Новая жизнь» опубликовано стихотворение «Революция. Поэтохроника».

Не трусость вопит под шинелью серою,
не крики тех, кому есть нечего;
это народа огромного громо́вое:
— Верую
величию сердца человечьего!
(В. Маяковский. «Революция. Поэтохроника»)

22 мая (4 июня). Присутствует на совещании «поэтов, беллетристов, художников и музыкантов-интернационалистов», созванном «Обществом пролетарских искусств» во дворце Кшесинской. «Поставлен был вопрос об установлении „классовой сущности искусства“ и предложено было исходить из партийности авторов. Пришли к заключению, что членами „Общества пролетарских искусств“ могут быть только члены партий — большевики и эсеры. ... Во время обсуждения этого вопроса В. В., очень недовольный собранием, взял слово и кратко, сжато и строго по существу сказал, что удивляется тому, что говорят о формальной партийности и не думают вовсе ни о роде дарования, ни о мировоззрении авторов, а это вернее могло бы гарантировать годность произведений для пролетариата. ... Наконец собрание добралось до последнего вопроса — о порядке создания пролетарских пьес для театра: собрание „Общества пролетарских искусств“ вырабатывает темы и сюжеты для пролетарских пьес и представляет их на утверждение комитетов партий. После утверждения их комитетами партий темы и сюжеты (сценарии) раздаются пролетарским драматургам, а последние, написав пьесу, представляют ее на утверждение в комитет партии, после чего пьеса допускается к постановке в пролетарском театре. В. В. встал и, махнув рукой, ушел из собрания, не дождавшись его окончания» (О.И. Лешкова, 1935).

25 мая. Маяковский участвует вместе с В. Хлебниковым и другими деятелями искусств в карнавальном праздничном шествии в честь Займа свободы. «Грузовик Предземшаров, по мысли Хлебникова, был украшен плакатами с черными буквами и рисунками на белых больших полосах бумаги вокруг бортов и надписями — против войны! Грузовик наш украшал Юрий Анненков. ... Выехав, нарушая очередь машин, готовых к „параду“, мы вскоре за аркой встретили Владимира Маяковского, он прыгнул через борт в нашу будетлянскую машину, в этот предземшаровский грузовик, и втроем вместе со сговорчивым молодым шофером мы двинулись по Невскому. ... Керенская милиция срывала наши плакаты с бортов ... Маяковский читал стихи против войны...» (Г. Петников, 1964).

Конец мая — июнь. Знакомство с А. В. Луначарским в редакции «Новой жизни». «... преталантливый, молодой полувеликан, зараженный кипучей энергией, на глазах идущий в гору и влево» (Из письма А.В. Луначарского — А.А. Луначарской, 1 июля 1917 г.).

27 июня (10 июля). Маяковский вступает в профессиональный союз художников-живописцев Москвы. «Председательствующий Шабшал зачитал обращение и поставил вопрос о поддержке правительства Керенского... Маяковский произнес громовую речь, и резолюцию провалили» (Н. Удальцова, 1940).

26 июля (8 августа). Маяковскому предоставлен трехмесячный отпуск по службе в Военно-автомобильной школе. «Прикомандированного к Технической части Управления... ратника Маяковского Владимира, отправленного к Петроградскому уездному воинскому начальнику для увольнения по болезни в трехмесячный отпуск, исключить с провиантского, приварочного, чайного и табачного довольствия при роте с 26 июля, мыльного и денежного с 1 августа с. г.» (Приказ по 1-й запасной автомобильной роте от 3 августа 1917 г.).

9 (22) августа. В газете «Новая жизнь» напечатано стихотворение «К ответу!». Это стихотворение спустя два дня вызвало издевательский отклик «Футурист-интернационалист» в плехановской газете «Единство»: «Если до сих пор только жалкие скучные прозаики... победно боролись с „империализмом“ Милюкова, французов и англичан, то теперь за это дело взялся в стихах футурист Маяковский...».

13 (26) августа. В газете «Новая жизнь» опубликована третья часть поэмы «Война и мир».

24 сентября (7 октября). Выступление в Москве в Большой аудитории Политехнического музея с докладом «Большевики искусства» и чтением поэмы «Война и мир» и стихотворения «Революция. Поэтохроника».

25 октября (7 ноября). Восстание в Петрограде. Образование советского правительства. В этот день Маяковский был в Смольном институте, где находился штаб восстания.

30 октября (12 ноября). Комиссией врачей Маяковский освобожден от действительной военной службы.

Начало ноября. Участвует в совещании писателей, художников и режиссеров, созванном ВЦИК в Смольном, по вопросу о сотрудничестве с советской властью.

17 (30) ноября. Выступает на заседании Временного комитета уполномоченных Союза деятелей искусств. Маяковский: «Нужно приветствовать новую власть и войти с ней в контакт» (Из протокола заседания).

Декабрь. Выступления Маяковского в «Кафе поэтов». «Близость футуристов к большевикам еще более подчеркивается их восприятием современности. Маяковский в стихах воспевает насаждение социализма и обличает коварство Англии, принуждавшей нас проливать кровь за Месопотамию». (Понедельник Власти народа. 1918, 12 (25) февраля). «...в „Кафе поэтов“ слишком уж нападают на буржуя, кушающего рябчиков и жующего ананас. И вот буржуй сбежал от футуристов в кафе „Питтореск“ (Рампа и жизнь. 1918, № 11-12).

Декабрь. Вышла отдельным изданием поэма „Война и мир“ (П.: Изд. „Парус“, 1917). „Смолкли барабаны футуристов. Школа литературных „низвергателей“ оказалась сама низвергнутой безжалостной рукой времени. Остался один Маяковский, но не потому, что был футурист, а потому, что... оказался обладателем выдающегося поэтического дарования. Первая „большая“ его книга „Простое как мычание“ лишь на немногих произвела хорошее впечатление. „Война и мир“, недавно выпущенная в свет, покажет, вероятно, и многим хулителям Маяковского, что в его лице мы имеем крупного поэта“ (Новая жизнь. 1917, 31 декабря). „Необычайное явление — Блок, тихий поэт „лиры“, пишет громкую, кричащую и гудящую поэму „Двенадцать“, в которой учится у Маяковского“ (Б. Эйхенбаум. Книжный угол». П., 1918, № 1).

24 декабря (6 января 1918). В журнале пролетарской сатиры «Соловей», № 1, на обложке в виде подписи под рисунком напечатано написанное Маяковским осенью1917 года двустишие:
Ешь ананасы, рябчиков жуй,
День твой последний приходит, буржуй!

1918

2 (15) февраля. Выступление в Политехническом музее с чтением поэмы «Человек». Афиша: «Всем... Всем... Всем... Каждый культурный человек 2-го февраля должен быть в Политехническом музее на великом празднике футуризма ...». «Белый произнес горячую речь о силе поэтического дарования и литературного стиля Маяковского. При этом он, между прочим, сказал, что после них, символистов, Маяковский является самым крупным поэтом России, потому что — он говорит свое, неожиданно новое слово» (А. Чичерин, 1939). «Белый отмечает значительность темы. „Человек — сейчас тема самая важная. Поиски Маяковского — поиски новой человеческой правды“ (С. Спасский, 1940).

Вторая половина февраля. Под маркой издательства „Асис“ (Ассоциация социалистического искусства) вышли в свет поэма „Человек“ и 2-е (бесцензурное) издание поэмы „Облако в штанах“. „Облако“, вышедшее без цензуры, в глазах публики должно выиграть, но нам, признаться, больше нравилось первое. За невольной недоговоренностью многоточий угадывалась мощь богохульства. Ныне оказалось, что там было больше богоругания. Но это не меняет нашего мнения об этой поэме как о лучшей книге Маяковского и как об одной из лучших книг этих лет, особенно если сопоставить с „Человеком“, звучавшим слабо, перепевчато и надуманно» (В. Шершеневич. Альманах «Без муз» (Нижний Новгород). 1918, № 1).

27 февраля. Выступление в Политехническом музее на вечере «Избрание короля поэтов». «На эстраде сидел президиум. Председательствовал известный клоун Владимир Дуров. Зал был набит до отказа. Поэты проходили длинной очередью. На эстраде было тесно, как в трамвае. Теснились выступающие, стояла не поместившаяся в проходе молодежь. Читающим смотрели прямо, в рот. Маяковский выдавался над толпой. Он читал „Революцию“, едва имея возможность взмахнуть руками. Он заставил себя слушать, перекрыв разговоры и шум. ... Но „королем“ оказался не он. Северянин приехал к концу программы... Стоял в артистической, негнущийся и „отдельный“. — Я написал сегодня рондо, — процедил он сквозь зубы вертевшейся около поклоннице. Прошел на эстраду, спел старые стихи из „Кубка“. Выполнив договор, уехал. Начался подсчет записок. ... Северянин собрал записок немного больше, чем Маяковский. „Король шутов“, как назвал себя Дуров, объявил имя „короля поэтов“. Третьим был Василий Каменский. Часть публики устроила скандал» (С. Спасский, 1940).

15 марта. Вышел первый номер «Газеты футуристов» под редакцией В. Маяковского, Д. Бурлюка и В. Каменского. В газете были напечатаны стихотворения Маяковского — «Наш марш», «Революция. Поэтохроника», две коллективные декларации — «Декрет № 1 о демократизации искусства», «Манифест летучей федерации футуристов», «Открытое письмо рабочим» Маяковского и его же заметка «Братская могила». «Товарищи и граждане, мы, вожди российского футуризма — революционного искусства молодости — объявляем:
1. Отныне вместе с уничтожением царского строя отменяется проживание искусства в кладовых, сараях человеческого гения — дворцах, галереях, салонах, библиотеках, театрах. ...
3.Пусть самоцветными радугами перекинутся картины (краски) на улицах и площадях от дома к дому, радуя, облагораживая глаз (вкус) прохожего.
Художники и писатели обязаны немедля взять горшки с красками и кистями своего мастерства иллюминовать, разрисовать все бока, лбы и груди городов, вокзалов и вечно бегущих стай железнодорожных вагонов. Пусть отныне, проходя по улице, гражданин будет наслаждаться ежеминутно глубиной мысли великих современников, созерцать цветистую яркость красивой радости сегодня, слушать музыку — мелодии, грохот, шум — прекрасных композиторов всюду. Пусть улицы будут праздником искусства для всех. ... взамен теперешних улиц — железных книг (вывески), где страница за страницей начертали свои письмена лишь алчба; любостяжание, корыстная подлость и низкая тупость — оскверняя душу и оскорбляя глаз. „Все искусство — всему народу!“ Первая расклейка стихов и вывеска картин произойдет Москве день выхода нашей газеты (Из „Д:екрета № 1 о демократизации искусств: заборная литература и площадная живопись“).

Март. Маяковский написал для кинофирмы „Нептун“ сценарий „Не для денег родившийся“ (по роману Джека Лондона „Мартин Иден“) и снимался в этом фильме в главной роли поэта Ивана Нова.

Март. Встречи с композитором С. С. Прокофьевым, во время которых видимо, сделан был и рисунок, который Маяковский подписал: „Сергей Сергеевич играет на самых тонких нервах Владимира Владимировича“ (рисунок этот не сохранился). »... я довольно много играл ему, он читал стихи и на прощание подарил свою «Войну и мир» с надписью: «Председателю земного шара от секции музыки — председатель земного шара от секции поэзии. Прокофьеву Маяковский» (С. Прокофьев, 1946).

Апрель. Маяковский написал для кинофирмы «Нептун» сценарий «Барышня и хулиган» по повести де Амичис «Учительница рабочих» и снимался в этой картине в главной роли.

Первая половина мая. Написал для кинофирмы «Нептун» сценарий «Закованная фильмой» («Легенда кино»). «Поэт В.В. Маяковский написал легенду кино „Закованная фильмой“. Этот оригинальный сценарий куплен „Нептуном“. На днях режиссер Н.В. Туркин приступает к его постановке. Главные роли исполняют Лили Брик, Маргарита Кибальчич, А.В. Ребикова и автор сценария В.В. Маяковский» (Мир экрана. 1918, № 3, 19 мая). «Ознакомившись с техникой кино, я сделал сценарий, стоявший в ряду с нашей литературной новаторской работой» (Предисловие к сборнику сценариев, 1927).

23 мая. Выступление в Большой аудитории Политехнического музея с чтением последней части поэмы «Война и мир» после лекции А. В. Луначарского «Новое искусство и его пути». «Предтечу этих еще не появившихся художников лектор видит в Уитмене, Верхарне, сменивших уныние на бодрость, чуждую эгоизма всеобъемлющую любовь к миру и веру в счастливое будущее человечества... Особенно удачное выражение этого направления лектор видит во Владимире Маяковском. Лекция закончилась чтением последних страниц „Войны и мира“ Маяковского» (Четвертый час. 1918, 24 мая).

Лето. Маяковский живет в Левашове (под Петроградом). Работает над пьесой «Мистерия-буфф». «Кормили каждый день соленой рыбой с сушеным горошком. Хлеб и сахар привозила из города домработница Поля. Поля пекла хлеб в металлических коробках из-под бормановского печенья „Жорж“ — ржаной, заварной, вкусный. Ходили за грибами. Грибов много, но одни сыроежки, зато красивые, разноцветные. Отдавали на кухню жарить. По вечерам играли в карты, в „короля“... Между пейзажами, „королем“, едой и грибами Маяковский читал нам только что написанные строчки „Мистерии“. Читал весело, легко. Радовались каждому отрывку, привыкли к вещи, а в конце лета неожиданно оказалось, что „Мистерия-буфф“ написана и что мы знаем ее наизусть» (Л.Ю. Брик, 1956).

Сентябрь — октябрь. Маяковский добивается постановки пьесы «Мистерии-буфф» на сцене. «Театра не находилось, — писал Маяковский в статье „Только не воспоминания...“. — Насквозь забиты Макбетами. Предоставили нам цирк, разбитый и разломанный митингами. Затем и цирк завтео М.Ф. Андреева предписала отобрать. Я никогда не видел Анатолия Васильевича кричащим, но тут рассвирепел и он» (Из статьи В. Маяковского «Только не воспоминания...»).

8 октября. Докладная записка наркому просвещения А.В. Луначарскому об организации издательства книг нового искусства «ИМО» («Искусство молодых»).

10–12 октября. Маяковский направляет письмо Центральной комиссии по устройству Октябрьских торжеств. «Пусть хоть день пролетарского праздника будет отпразднован пролетарской пьесой» (Из письма В. Маяковского).

13 октября Выступление с чтением «Мистерии-буфф» в зале Тенишевского училища для всех желающих принять участие в постановке. После чтения тут же была проведена запись и отбор актеров. Начавшиеся вскоре после этого репетиции происходили в учебных комнатах консерватории. «Аппарат театра мешал во всем, в чем и можно и нельзя. Закрывал входы и запирал гвозди... Только в самый день спектакля принесли афиши — и то нераскрашенный контур — и тут же заявили, что клеить никому не велено. ... И наконец в самый вечер один за другим стали пропадать актеры. Пришлось мне самому на скорую руку играть и „Человека просто“, и „Мафусаила“, и кого-то из чертей» (Из статьи В. Маяковского «Только не воспоминания...»).

Первые числа ноября. К первой годовщине Октябрьской революции, вышли отдельным изданием «Мистерия-буфф» и сборник «Ржаное слово» («революционная хрестоматия футуристов») с предисловиями Маяковского и А. Луначарского (изд. «ИМО»).

7 ноября. Премьера «Мистерии-буфф» в театре Музыкальной драмы. «Сам Маяковский играл „Человека“ ... Играл Маяковский превосходно, читал стихи хорошо. Появление „Человека“ служило у нас предметом долгих обсуждений. Хотелось найти какой-нибудь эффектный, впечатляющий трюк... Маяковский появился на сцене, освещенный прожектором, держась рукой за ремень, прицепленный к одной из железных лестниц, вися на высоте пяти метров. Это было прекрасное, сильное зрелище!» (В. Соловьев, 1931). „«Я принадлежу к тем, кого громкий неуспех „Мистерии-буфф“ Маяковского не мог изумить нимало. ... Самое притязание футуризма — стать официальным искусством очнувшихся масс представляется мне насильственным. Поистине это брак поневоле, и не сдержать усмешки, когда всегдашние рыцари рекламы карабкаются на роли народных трибунов. ... Нет, футуристы не ведут, а сами влекутся за моментом. Им надобно угодить новому хозяину, оттого они так грубы и запальчивы... И что же? Трубное мычание поэтического быка не очаровало публики спектакля. Наша эпоха не пожелала узнать себя в „изображении“ Маяковского, а именинник — народ и не вздумал взглянуть на отражение свое в этом кривом зеркале» (А. Левинсон. Жизнь искусства. 1918, 11 ноября).

24 ноября. Выступление на митинге об искусстве «Храм или завод?» во Дворце искусств (Зимнем дворце). «Большой успех имел поэт В. Маяковский. «Нам нужен, — сказал он, — не мертвый храм искусства, где томятся мертвые произведения, а живой завод человеческого духа... Искусство должно быть сосредоточено не в мертвых храмах-музеях, а повсюду — на улицах, в трамваях, на фабриках, в мастерских и в рабочих квартирах» (Искусство коммуны. 1918, 7 декабря)

7 декабря. Вышел первый номер газеты «Искусство коммуны» со стихотворением Маяковского «Приказ по армии искусства» в качестве передовой.

Декабрь. Выступления в Матросском театре (бывший Гвардейский экипаж), где впервые прозвучал «Левый марш», специально написанный для выступления перед матросами. «Мне позвонили из бывшего Гвардейского экипажа и потребовали, чтобы я приехал читать стихотворения, и вот я на извозчике написал „Левый марш“. Конечно, я раньше заготовил отдельные строфы...» (Из выступление в Доме комсомола 25 марта 1930 г.)

18 декабря. Пишет А.А., Л.В. и О.В. Маяковским:
«...все время собирался выехать к вам сам, но сейчас на железных дорогах никто не может ездить, кроме шпротов, привыкших к такой упаковке. А так как я ваш сын и брат, а не шпрот, то и сами понимаете... Я здесь работаю массу, здоров и вообще не жалуюсь...».

001: Маяковский. Москва. 1918
002: Кадр из фильма «Не для денег родившийся». Маяковский в роли Ивана Нова. Москва. 1918
003: Кадр из фильма «Барышня и хулиган». Маяковский в роли Хулигана. Москва. 1918
004: А.В. Луначарский, Д.И. Лещенко, Маяковский. 1918

1919

1 или 2 марта. Переезд в Москву. В Москве Маяковский получил комнату (при содействии Р. Якобсона) в Лубянском проезде (в доме ВСНХ), № 3, кв. 12. Маяковский прожил в этой комнате семь лет. С переездом на квартиру в Гендриков переулок в 1926 году комната осталась за ним и служила ему рабочим кабинетом.

30 апреля. Выступление у студентов Первых государственных художественных мастерских. «Был канун 1 Мая 1919 года. Не спали несколько суток, украшая город к празднику. Вечером сказали, что приедет Маяковский, и сотни сонных, усталых вхутемасовцев пришли как один, точнее, чем на занятия, чтобы еще и еще раз слушать своего поэта. Грандиозный зал трещал от втиснувшихся в него вхутемасовцев. Сидеть было не на чем. Все стояли. Над морем голов возвышался Маяковский. Он читал третий час. Но его просили еще и еще» (Н. Денисовский, 1937).

Середина мая. В Петрограде вышел в свет сборник «Все сочиненное Владимиром Маяковским» (изд. «ИМО»; посвящение: Лиле). «В этой книге все сочиненное мною за десять лет: и вещи, получившие право на отдельный оттиск, и мелочи, соренные газетами и альманахами. Нами, футуристами, много открыто словесных Америк, ныне трудолюбиво колонизируемых всеми, даже благородно шарахающимися от нас писателями. Скоро сделанное нами станет не творимой, а разучиваемой азбукой. Оставляя написанное школам, ухожу от сделанного и, только перешагнув через себя, выпущу новую книгу» (В. Маяковский. «Любителям юбилеев»).

Сентябрь. Написана «Советская азбука». Политические эпиграммы на каждую букву алфавита Маяковский сопровождал рисунками. Вышла в свет в октябре (без фамилии автора). «Эту книгу, написавши, я принес печатать в Центропечать. Там сидела не вычищенная еще машинистка одна, которая с большой злобой мне сказала: „Лучше я потеряю всякую работу, но эту гадость я переписывать не буду“ ... Дальше, никто не хотел эту книжку печатать. Типографии не было. Я нашел одну пустующую типографию тогдашнего Строгановского училища, сам перевел на камень. Рабочих не было, кто бы мог пустить в ход машину. Мне самому приходилось пускать ее в ход. ... Нужно было покрасить, не хватало краски, мы от руки три — пять тысяч раскрашивали и дальше весь этот груз на собственной спине разносили» (Из выступления в Доме комсомола 25 марта 1930 г.).

Октябрь. Начало работы Маяковского в Российском телеграфном агентстве (РОСТА) над текстами и рисунками для «Окон сатиры». Маяковский работал над текстами и рисунками «Окон сатиры» без перерывов с октября 1919 года до февраля 1922 года. За этот период им были сделаны рисунки для 400 с лишним плакатов и для более 600 плакатов написаны тексты. «Моя работа в РОСТА началась так: я увидел на углу Кузнецкого и Петровки, где теперь Моссельпром, первый вывешенный двухметровый плакат. Немедленно обратился к заву РОСТОЙ, тов. Керженцеву, который свел меня с М.М. Черемных — одним из лучших работников этого дела. Второе окно мы делали вместе. Дальше пришел и Малютин... Вспоминаю — отдыхов не было. Работали в огромной нетопленной, сводящей морозом (впоследствии — выедающая глаза дымом буржуйка) мастерской РОСТА. Придя домой, рисовал опять, а в случае особой срочности клал под голову, ложась спать, полено вместо подушки, с тем расчетом, что на полене особенно не заспишься и, поспав ровно столько, сколько необходимо, вскочишь работать снова... От нас требовалась машинная быстрота: бывало, телеграфное известие о фронтовой победе через 40 минут — час уже висело по улице красочным плакатом» (Предисловие к сборнику «Грозный смех», 1929).

005: М.М. Черемных, Маяковский, И.А. Малютин, Соколовский в РОСТА. Москва. 1919
006: Маяковский, Л.Ю. и О.М. Брик с друзьями и знакомыми. Москва. 1919.

Сегодня до последней пуговицы в одежде жизнь переделаем снова.

В. Маяковский. «Революция. Поэтохроника»