Биография В.В. Маяковского

1911

Август. Держит экзамены в Училище живописи, ваяния и зодчества в фигурный класс. «И вот приходит с экзамена Маяковский: — Петр Иванович, ваша правда! Помните, как вы учили делать обнаженную натуру? Я начал от пальца ноги и весь силуэт фигуры очертил одной линией, положил кое-где тени, и вот — в фигурном классе!» (П. Келин, 1940).

Первые числа сентября. Знакомится в Училище живописи, ваяния и зодчества с художником и поэтом Д.Д. Бурлюком. «Какой-то нечесаный, немытый, с эффектным красивым лицом апаша верзила преследовал меня своими шутками и остротами „как кубиста“. Дошло до того, что я готов был перейти к кулачному бою...» (Д. Бурлюк, 1920).

24 и 26 октября. Выступает на общих собраниях учащихся Училища живописи, ваяния и зодчества. Из протокола: "Общее собрание учащихся... приняло резолюцию Маяковского, состоящую в следующем: «Ввиду того, что на общем собрании обнаружено два течения (за и против жюри) и что на этой выставке, являющейся отражением жизни Училища, имеют право быть представлены оба течения, мы учреждаем оба отдела на выставке XXXIII — «С жюри» и «Без жюри».

24 ноября. Выступает на похоронах художника В. Серова с речью от имени учеников Училища живописи, ваяния и зодчества. «...Ученик Училища живописи, указав на тяжелые потери, которые понесло русское искусство за последние пять лет в лице Мусатова, Врубеля и, наконец, В.А. Серова, высказался в том смысле, что лучшее чествование светлой памяти покойного — следование его заветам» (Русское слово. 1911, 25 ноября).

1912

25 февраля. Первое публичное выступление Маяковского на диспуте о современном искусстве, устроенном обществом художников «Бубновый валет». «Маяковский прочел целую лекцию о том, что искусство соответствует духу времени, что, сравнивая искусство различных эпох, можно заметить: искусства вечного нет — оно многообразно, диалектично. Он выступал серьезно, почти академически» (А. Крученых, 1932).

Осень. Маяковский знакомит Д. Бурлюка со своими стихами. «Днем у меня вышло стихотворение. Вернее — куски. Плохие. Нигде не напечатаны. Ночь, Сретенский бульвар. Читаю строки Бурлюку. Прибавляю — это один мой знакомый. Давид остановился. Осмотрел меня. Рявкнул: «Да это же ж вы сами написали! Да вы же ж гениальный поэт! ... Всегдашней любовью думаю о Давиде. Прекрасный друг. Мой действительный учитель. Бурлюк сделал меня поэтом. Читал мне французов и немцев. Всовывал книги. Ходил и говорил без конца. Не отпускал ни на шаг. Выдавал ежедневно 50 копеек. Чтоб писать не голодая» (В. Маяковский. «Я сам»).

17 ноября. Первое выступление на публике с чтением своим стихов. «В последнем собрании в „Бродячей собаке“ произошел чрезвычайно интересный, оживленный диспут московских и петербургских поэтов... После г. Бурлюка выступил другой московский поэт — г. Маяковский, прочитавший несколько своих стихотворений, в которых слушатели сразу почувствовали настоящее большое поэтическое дарование. Стихи г. Маяковского были встречены рукоплесканиями» (Обозрение театров. 1912, 19 ноября).

20 ноября. В Петербурге в Троицком театре читает доклад «О новейшей русской поэзии». Тезисы на афише: «I. Борьба за освобожденное искусство и поэзия. 1) Философия искусства и философия жизни — два различных мира. Философия жизни — математическая логика, философия искусства — непосредственная интуиция. 2) Живопись и поэзия первые сознали свою свободу. 3) Аналогичность путей, ведущих к постижению художественной истины, у живописи и поэзии. 4) Цвет, линия, плоскость — самоцель живописи — живописная концепция, слово, его начертание, его фоническая сторона, миф, символ — поэтическая концепция.
II. Пройденные этапы русской поэзии. 1) Литературность поэзии. 2) Боязнь индивидуализма. 3) Аполлон и аполлонизм — рассадники духовного филистерства.
III. Наши достижения — основа свободной поэзии. 1) Связь нашей поэзии с мифом, в частности с русским, культ языка как творца мифа. 2) свойства слова — поэтический импульс. 3) Возрождение первобытной роли слова»..

18 декабря. Вышел альманах «Пощечина общественному вкусу» (изд. Г. Кузьмина) с коллективным манифестом и стихотворениями Маяковского «Ночь» и «Утро» (первая публикация Маяковского в печати). Из манифеста: «Только мы — лицо нашего Времени. Рог времени трубит нами в словесном искусстве. Прошлое тесно. Академия и Пушкин непонятнее гиероглифов. ... Мы приказываем чтить права поэтов:
1). На увеличение словаря в его объеме произвольными и производными словами (Слово-новшество).
2). На непреодолимую ненависть к существовавшему до них языку.
3). С ужасом отстранять от гордого чела своего из банных веников сделанный Вами Венок грошовой славы.
4). Стоять на глыбе слова „мы“ среди моря свиста и негодования».

1913

Февраль. Выходят: В Петербурге альманах «Садок судей» со стихотворениями Маяковского «В шатрах истертых...» («Уличное») и «Отплытие» («Порт») и коллективным манифестом, в Москве — листовка «Пощечина общественному вкусу» с коллективным манифестом и стихотворением Маяковского «Из улицы в улицу».

5 марта. Знакомство с Верой Шехтель, дочерью известного архитектора Ф.О.Шехтеля. И отношения прервались осенью 1913 года. «Был у нас Маяковский, мне было очень странно познакомиться с ним, я часто, даже сегодня, встречала его в трамвае, и он меня интересует. Он футурист, светский человек, одним словом, моего лагеря. Люблю интересных людей» (Из дневника В.Ф. Шехтель).

Мое страшно — мне нетерпение,
Но мне так хочется, так хочется к нему.

Обманом теплится костер души,
Костер затушенный — души застуженной,
О, не уноси последней искорки,
О ветер, черной мглы.

В. Шехтель. «Осень 1914»

Март. Издан альманах «Требник троих» со стихотворениями Маяковского «А вы могли бы?», «Вывескам», «Театры», «Кое-что про Петербург», «За женщиной», его стихотворением «Из улицы в улицу» под заглавием «Разговариваю с солнцем у Сухаревой башни», а также двумя рисунками Маяковского. «Если бы было можно отметить только хорошее — я сказал бы только о Маяковском. Его поэмы стали неожиданно сильны, интересны; образы помимо новизны отличаются меткостью; ритм интересен и своеобразен; сюжет всюду подходит под форму...» (В. Шершеневич. Нижегородец. 1913, 20 декабря).

24 марта. Маяковский выступает в Петербурге в Троицком театре на «Первом публичном диспуте о новейшей русской литературе» с докладом «Пришедший сам». «Бальмонт — парфюмерная фабрика. Блок, Брюсов, Гумилевы, Городецкие слащавы, фальшивы, крикливы. Разве произведения „гробокопателя“ Сологуба, пугала Андреева и др. могут вселить в вас любовь к жизни?» И, прочитав несколько стихотворений Блока, Брюсова и др., докладчик противопоставляет им поэзию футуризма" (Русская молва. 1913, 27 марта).

17 мая. Литографским способом отпечатан первый сборник Маяковского «Я!». Тираж 300 экземпляров. Иллюстрации художников Л. Жегина и В. Чекрыгина, обложка сделана Маяковским. «Книжка имела, несомненно, некоторый успех, обратила на себя даже внимание самого „медного всадника русской речи“ — Валерия Брюсова» (Л. Жегин, 1935).

Июль. Маяковский начинает писать статьи для «Кине-журнала». К этому же времени, по-видимому, относится и первый опыт работы Маяковского для кинематографа. Он предлагает кинофирме Р. Перского, издававшему «Кине-журнал», сценарий «Погоня за славою».

Осень. Знакомиться с Софьей Шамардиной, которая вспоминала: «...Маяковский сначала ушел от нас, но скоро подсел к нашему столу рядом со мной. Я сидела между ним и Чуковским, счастливая и гордая вниманием поэта... Корней Иванович ворчал, недовольный тем, что мы так долго сидели в «Бродячей собаке», что у него болит голова, а надо отвозить меня. «Я ее провожу, — сказал Маяковский, Корней Иванович заколебался. Провожатый казался ему не очень надежным. Но сама провожаемая совсем не протестовала...»

19 октября. Маяковский выступает на открытии футуристического кабаре «Розовый фонарь» (в Мамоновском пер.) с чтением стихотворения «Нате!» («Через час отсюда в чистый переулок вытечет по человеку ваш обрюзгший жир...»). «...Публика пришла в ярость. Послышались оглушительные свистки, крики „долой“. Маяковский был непоколебим, продолжая в указанном стиле. Наконец решил, что его миссия закончена, и удалился» (Московская газета. 1913, 21 октября).

2 декабря. Первое представление трагедии «Владимир Маяковский» в театре «Луна-парк» в Петербурге. Присутствовали А. Блок и В. Мейерхольд. «Центром драматического спектакля был, конечно, автор пьесы, превративший свою вещь в монодраму. ... Театр был полон: в ложах, в проходах, за кулисами набилось множество народа. Литераторы, художники, актеры, журналисты, адвокаты, члены государственной думы — все постарались попасть на премьеру. Помню сосредоточенное лицо Блока, неотрывно смотревшего на сцену...» (Б. Лившиц, 1933)

Декабрь. Участвует в коллективных футуристических выступлениях в Харькове и Симферополе. (Б. Лившиц, 1933).


Маяковский с А.Е. Крученых, Д.Д. Бурлюком, Б.К. Лившицем и Н.Д. Бурлюком. Москва. 1913

1914

Январь. Вышли альманахи: «Молоко кобылиц» со стихотворением Маяковского «Адище города» (под заглавием «Зигзаги в вечер»), и «Рыкающий Парнас» со стихотворениями Маяковского «Нате!» и «Ничего не понимают» (под заглавием «Пробиваясь кулаками») и с декларацией «Идите к черту!».

Вторая половина февраля. Издана первая книга о поэте: А. Крученых «Стихи Маяковского» (Издательство «ЕУЫ»). «Время настало!
Люди, полюбившие кинемо, — Танго и Линдера, трансформатора, — полюбят и Маяковского.
Эй, иди!
Время настало!!!» (А. Крученых. «Стихи Маяковского»).

Январь — март. Маяковский участвует в футуристических вечерах, прошедших в Симферополе, Севастополе, Керчи, Одессе, Кишиневе, Николаеве, Киеве, Минске, Казани, Пензе, Ростове, Саратове, Тифлисе, Баку. «...Мы, — сказал Маяковский, — хотим дать теоретическое обоснование футуризма. Те, кто полагали, что им придется участвовать в скандале и работать руками, должны разочароваться: им придется работать мозгами... Поэзия футуризма — это поэзия города, современного города. Город обогатил наши переживания и впечатления новыми, городскими элементами, которых не знали поэты прошлого. Весь современный культурный мир обращается в огромный исполинский город. Город заменяет природу и стихию. Город сам становится стихией, в недрах которой рождается новый, городской человек. Телефоны, аэропланы, экспрессы, лифты, ротационные машины, тротуары, фабричные трубы, каменные громады домов, копоть и дым — вот элементы красоты в новой, городской природе. Электрический фонарь мы чаще видим, чем старую романтическую луну. Мы, горожане, не знаем лесов, полей, цветов — нам знакомы туннели улиц с их движением, шумом, грохотом, мельканием, вечным круговращением. А самое главное — изменился ритм жизни. Все стало молниеносным, быстротечным, как на ленте кинематографа. Плавные, спокойные, неспешащие ритмы старой поэзии не соответствуют психике современного горожанина. Лихорадочность — вот что символизирует темп современности. В городе нет плавных, размеренных округлых линий, углы, изломы, зигзаги — вот что характеризует картину города. Поэзия... должна соответствовать новым элементам психики современного города... Слово не должно описывать, а выражать само по себе. Слово имеет свой аромат, цвет, душу; слово — организм живой, а не только значок для определения какого-нибудь понятия. Слово способно к бесконечной каденции, как музыкальная гамма» (Трудовая газета (Николаев). 1914, 26 января).

21 февраля. Совет Училища живописи, ваяния и зодчества постановил исключить Маяковского и Д. Бурлюка из числа учеников. Сообщения об этом были напечатаны во многих московских и провинциальных газетах под заголовками «Репрессии против футуристов», «Дурная трава из поля вон», «Финал футуристических выступлений» и др. «...Ввиду того, что гг. Бурлюк и Маяковский продолжали выступать на диспутах, совет преподавателей вынужден был исключить их из числа учеников. Дело об исключении через несколько дней поступит на утверждение и. о. попечителя Училища министра внутренних дел Н.А. Маклакова» (Новь. 1914, 25 февраля).

Март. Во время футуристического турне в Одессе Маяковский знакомится с Марией Денисовой. Каменский вспоминал: «Он совершенно потерял покой, не спал по ночам, и не давал спать нам.
Бурлюк говорил ему прямо:
— Напрасно страдаете, Владим Владимыч. И нас зря мучаете. Поверьте, — из первой любви никогда ничего не выходит. Это известная истина».

Март. Вышли: отдельное издание трагедии «Владимир Маяковский»; «Первый журнал русских футуристов» (№ 1-2) с четырьмя стихотворениями Маяковского «Кофта фата» («Я сошью себе черные штаны...»), «Послушайте!», «А все-таки» («Еще я»), «Еще Петербург» («Утро Петербурга»). «Справедливость заставляет нас, однако, говорить то, на что мы уже указывали раньше: больше всего счастливых исключений мы находим в стихах, подписанных „В. Маяковский“. У г. Маяковского много от нашего „крайнего“ футуризма, но есть свое восприятие действительности, есть воображение и есть умение изображать» (В. Брюсов. Русская мысль. 1914, № 5).

Начало мая. Знакомство с Б.Л. Пастернаком. «За его манерою держаться чудилось нечто подобное решению, когда оно приведено в исполнение, и следствия его уже не подлежат отмене. Таким решением была его гениальность, встреча с которой когда-то так его поразила, что стала ему на все времена тематическим предписанием, воплощению которого он отдал всего себя без жалости и колебания ... Немного спустя он предложил кое-что прочесть... Это была трагедия „Владимир Маяковский“, тогда только что вышедшая. Я слушал, не помня себя, всем перехваченным сердцем, затая дыхание. Ничего подобного я раньше никогда не слыхал. Здесь было все. Бульвар, собаки, тополя и бабочки. Парикмахеры, булочники, портные и паровозы. ... И как просто было это всё! Искусство называлось трагедией. Так и следует ему называться. Трагедия называлась „Владимир Маяковский“. Заглавие скрывало гениально простое открытие, что поэт не автор, но — предмет лирики, от первого лица обращающийся к миру. Заглавие было не именем сочинителя, а фамилией содержания» (Б. Пастернак, 1931).

19 июля (1 августа). Германия объявила войну России.

21 июля. Маяковский выступает на митинге у памятника Скобелеву с чтением стихотворения «Война объявлена».

24 октября. Подает прошение на имя московского градоначальника о выдаче свидетельства о благонадежности для поступления добровольцем в действующую армию.

16 ноября. Маяковскому объявили об отказе в выдаче свидетельства о благонадежности.

Ноябрь — декабрь. В газете «Новь» появляются статьи Маяковского, посвященные современной художественной и литературной жизни.

А вы ноктюрн сыграть могли бы на флейте водосточных труб?

В. Маяковский. «А вы могли бы?»