Маяковский. Восхождение Виртуальный тур по экспозиции ГММ/89

Поэма «Человек»


Отдельной книгой поэма «Человек» был издан в АСИС в феврале 1918 года с подзаголовком — «вещь» (которым автор заменил определение жанра: поэма — крупная вещь).

Стремясь рассказать смысле человеческого бытия, Маяковский сделал структурной основой поэмы евангельскую легенду о рождении, жизни, смерти и воскрешении Христа, заменив мифического религиозного героя реальным Человеком.

Главы поэмы: «Рождество Маяковского», «Жизнь Маяковского», «Страсти Маяковского», «Вознесение Маяковского», «Маяковский в небе», «Возвращение Маяковского», «Маяковский векам».
Структурная основа и религиозный подтекст подчеркивались оформлением обложки, на которой имя автора и название поэмы образуют крест.
В конце 1918 года января Маяковский читал поэму «Человек» на вечером, устроенном в квартире поэта Амари, где собрались выдающиеся авторы Серебряного века: Андрей Белый, Константин Бальмонт, Вячеслав Иванов, Юргис Балтрушайтис, Давид Бурлюк, Василий Каменский, Марина Цветаева, Борис Пастернак, Владислав Ходасевич. Реакция была ошеломляющей.


«…Маяковский поднялся и, обняв рукою край пустой полки, которою кончалась диванная спинка, принялся читать „Человека“. Он барельефом <…> высился среди сидевших и стоявших и, то подпирая рукой красивую голову, то упирая колено в диванный валик, читал вещь необыкновенной глубины и приподнятой вдохновенности. Против него сидел с Маргаритой Сабашниковой Андрей Белый. Войну он провел в Швейцарии. На родину его вернула революция. Возможно, что Маяковского он видел и слышал впервые. Он слушал, как завороженный, ничем не выдавая своего восторга, но тем громче говорило его лицо. Оно неслось навстречу читавшему, удивляясь и благодаря. <…> Я наблюдал остальных. Большинство из рамок завидного самоуважения не выходило. Все чувствовали себя именами, все — поэтами. Один Белый слушал, совершенно потеряв себя, далеко-далеко унесенный той радостью, которой ничего не жаль, потому что на высотах, где она чувствует себя как дома, ничего, кроме жертв и вечной готовности к ним, не водится. Случай сталкивал на моих глазах два гениальных оправдания двух последовательно исчерпавших себя литературных течений».
Б. Пастернак

 Четыре крика "Долой!" Маяковский. Восхождение Виртуальный тур по экспозиции ГММ/89  Четыре крика "Долой!" Маяковский. Восхождение Виртуальный тур по экспозиции ГММ/89  Четыре крика "Долой!" Маяковский. Восхождение Виртуальный тур по экспозиции ГММ/89

Листовка
 «Пощечина общественному вкусу»

Афиша
«Первый в России вечер речетворцев»
Визитная карточка
Владимира Маяковского
 Четыре крика "Долой!" Маяковский. Восхождение Виртуальный тур по экспозиции ГММ/89  Четыре крика "Долой!" Маяковский. Восхождение Виртуальный тур по экспозиции ГММ/89  Четыре крика "Долой!" Маяковский. Восхождение Виртуальный тур по экспозиции ГММ/89
Поэма «Облако в штанах» Портреты Лили Брик,
Марии Денисовой, Софьи Шамардиной
Программка вечера
 в «Бродячей собаке»
 Четыре крика "Долой!" Маяковский. Восхождение Виртуальный тур по экспозиции ГММ/89  Четыре крика "Долой!" Маяковский. Восхождение Виртуальный тур по экспозиции ГММ/89  Четыре крика "Долой!" Маяковский. Восхождение Виртуальный тур по экспозиции ГММ/89
Фрагмент черно-желтой кофты
Владимира Маяковского
Лубочные плакаты Поэма «Человек»