Маяковский. Восхождение Виртуальный тур по экспозиции ГММ/89

Рекламный плакат  «Нигде, кроме как в Моссельпроме»


Плакат для Моссельпрома, созданный в 1923 году.


В первых числах октября 1923 года Маяковский начал работу в рекламной сфере, создавались плакаты для ГУМа, Моссельпрома, Резинотреста, Мосполиграфа и т.д. Вместе с поэтом над рекламной продукцией трудились Александр Родченко, Варвара Степанова, Алексей Левин.

Процессом руководил Маяковский: он предлагал услуги учреждениям, принимал заказы, писал тексты и делал предварительные эскизы, принимал от художников готовые плакаты и сдавал их.

Рекламные тексты и лозунги использовались очень широко — на плакатах, в объявлениях, на вывесках киосков и магазинов, на обертках печенья, конфетных этикетках и т.д.

Содружество Маяковского и Родченко привело к появлению знаменитой марки «Реклам-конструктор». За несколько лет было создано большое количество образцов полиграфического искусства, вошедших в историю отечественного и мирового дизайна, многие из которых выполнены с использованием техники фотомонтажа.

«Молодой советской торговле нужна реклама, и Маяковский пишет великолепные, полные выдумки и игры рекламные плакаты: “Нигде кроме, как в Моссельпроме”. Вводятся новые метрические меры длины и веса. Маяковский предлагает выпустить конфеты со стихами, в которых бы объяснялись новые меры. Он пишет стихи, помогающие стране бороться с разрухой, разгильдяйством».

Л.А. Кассиль «Маяковский — сам. Очерк жизни и работы поэта»

«Вслед за Гумом нашими заказчиками стали Мосполиграф, Резинотрест, Моссельпром, Чаеуправление. Работа спорилась. <...> Раньше реклама высокомерно изгонялась из сферы чистого искусства. Вместе с папиросной коробкой, пакетом печенья в руки потребителя попадала вульгарная, пошлая картинка. Бороться с этой дурной традицией и значило двигать новую, советскую рекламу, новую не только по содержанию, но и по форме.

К работе над советской рекламой Маяковский относился очень серьезно. В его глазах это был вид литературного оружия.

“Несмотря на поэтическое улюлюканье, — писал Маяковский в автобиографии "Я сам", — считаю "Нигде, кроме как в Моссельпроме", поэзией самой высокой квалификации”. И словом и делом ратовал Маяковский за участие работников искусств в создании новой рекламы. Характерная деталь: Маяковский сам составил для Союза художников примерные тарифные расценки рекламных работ (текст, эскиз, художественное исполнение). Эти расценки были потом утверждены».

А.М. Родченко «Работа с поэтом»

«Я немного стеснялся этих работ. Мне казалось, что они снижали меня как художника. Когда Владимир Владимирович замечал это, он страшно сердился: 

— Позвольте, я заставлю вас подписать фамилию под этой цикорной оберткой. Уверяю вас, что она гораздо ценнее, чем все ваши произведения. Почему я могу подписываться под всеми стихами, которые я делаю для Моссельпрома и т. д., а вы, жрец искусства, считаете унизительным для себя такие работы и не можете снизойти до обслуживания широких масс? Эти обертки не менее, а более ценны, чем те картинки, которые вы пишете для выставок».

С.Я. Адливанкин «О Маяковском»


 Строительство. Маяковский. Восхождение Виртуальный тур по экспозиции ГММ/89  Строительство. Маяковский. Восхождение Виртуальный тур по экспозиции ГММ/89  Строительство. Маяковский. Восхождение Виртуальный тур по экспозиции ГММ/89
«Окна сатиры РОСТА» Поэма «150 000 000» Поэма
«Владимир Ильич Ленин»
 Строительство. Маяковский. Восхождение Виртуальный тур по экспозиции ГММ/89  Строительство. Маяковский. Восхождение Виртуальный тур по экспозиции ГММ/89  Строительство. Маяковский. Восхождение Виртуальный тур по экспозиции ГММ/89
Эскизы костюмов
к «Мистерии-буфф»
Рекламный плакат
«Нигде, кроме как в Моссельпроме»
«Советская азбука»
 Строительство. Маяковский. Восхождение Виртуальный тур по экспозиции ГММ/89  Строительство. Маяковский. Восхождение Виртуальный тур по экспозиции ГММ/89  Строительство. Маяковский. Восхождение Виртуальный тур по экспозиции ГММ/89
Поэма «Люблю» Поэма «Про это» Книга «Для голоса»