Эскизы были созданы по заказу Театрально-декорационной секции Отдела изобразительных искусств для предполагавшихся постановок «Мистерии» в районах.
Осуществить постановку пьесы было не так-то просто. Маяковский читал ее актерам Александрийского театра.
«Читка этой пьесы вызвала у значительной части труппы резкую, отрицательную реакцию не только в связи с ее “футуристической” фактурой, но главным образом потому, что она причудилась своего рода символом пришествия в стены Александринского театра самого настоящего большевизма с его особенно пугавшим многих и многих актеров “издевательством” над религиозными чувствами. Слушая“Мистерию-буф”, ряд актеров крестился в ужасе перед расточавшимися в ней богохульствами».
К. Державин
В итоге пьеса была поставлена после авторской читки в зале Тенишевского училища для всех желающих принять участие в постановке. Репетиции происходили в учебных комнатах консерватории. Над спектаклем работали Вс. Мейерхольд, В. Соловьев и другие. Сам же Маяковский принимал активное участие не только в постановке, но и играл роль «Человека просто».
«Аппарат театра мешал во всем, в чем и можно и нельзя. Закрывал входы и запирал гвозди... Только в самый день спектакля принесли афиши — и то нераскрашенный контур — и тут же заявили, что клеить никому не велено. Я раскрасил афишу от руки. Наша прислуга Тоня шла с афишами и с обойными гвоздочками по Невскому и — где влезал гвоздь — приколачивала тотчас же срываемую ветром афишу. И наконец в самый вечер один за другим стали пропадать актеры. Пришлось мне самому на скорую руку играть и «Человека просто», и «Мафусаила», и кого-то из чертей».
В.В. Маяковский
«Маяковский давал советы актерам, очень часто вмешивался, но чрезвычайно удачно, не вступая в конфликты с режиссурой, деятельно посещал все репетиции, интересовался монтировкой и все внимание уделял тому, чтобы был спектакль. Помню, как он сам достал гвозди, сам ездил за ними. Вообще очень неудачной была организационная сторона: случайные люди, случайное помещение и случайная техническая часть... Масса была ценных предложений у Мейерхольда, у Маяковского и у всех нас, но все это куда-то исчезало, потому что не было людей, которые бы это могли осуществить. Спектаклем Маяковский остался недоволен, он упрекал режиссуру, в частности Мейерхольда, что достаточно внимания уделено не было»
В.Н. Соловьев