меню38-40.jpg меню41-45.jpg   

Значительным событием в жизни музея этой поры стал приезд в Москву в 1991 году американской дочери В.В. Маяковского Патриции Томпсон (род. в 1926 году) и ее сына Роджера

Дочь В. Маяковского Патриция Томпсон. Апрель 2008 года

Патриция Томпсон позднее еще не раз бывала в Москве и, прежде всего, конечно, в музее Владимира Маяковского.

О главном событии в жизни музея этой поры – полной перестройке внутреннего пространства здания и смене экспозиции – сами создатели нового музея говорят так: «Экспозиция музея, открытая в 1989 году, создавалась экспериментальным путем, в нарушение всех традиций музейного дизайна. Это образно-символическая модель творческого мира и времени Маяковского. Поэт, встречая вас при входе заглавным буквенным знаком «Я», олицетворяющим его самого и тождественным названию его первого авторского сборника стихов, сразу поведет с каждым из вас «разговор о времени и о себе» от первого лица, на языке, для него привычном: языке образов, символов, метафор, аллегорий и гипербол».

Основу творческой группы составили архитектор Андрей Боков, художник Евгений Амаспюр, сотрудник музея Тарас Поляков. Проектными работами руководила директор музея С.Е. Стрижнёва. Над сценарием экспозиции работала авторская группа: Г. Антипова, И. Верейкина, Л. Егорова, Е. Кузьмина, В. Терёхина, Н. Ушакова, Г. Шульга. Архитектурно-художественные решения экспозиции осуществили художники А. Волков, И. Лубенников, Т. Нариманбеков, народный художник СССР И. Обросов, народный художник РСФСР Т. Сажин, С. Смирнов, а также архитекторы – А. Боков, Е. Будин, И. Иванов и Б. Чернов. Общую реконструкцию здания проводило Военно-строительное управление КГБ СССР.

Фрагменты экспозиции ГММ. 2000-е годы

В создании экспозиции принимали также участие многие другие художники, музейщики. Целые производственные коллективы со своими технологиями были подключены к работе по созданию необычных железобетонных конструкций, которые на экспозиции причудливым образом соединены с деревянными деталями.

Экспозиция вызвала большой интерес в музейном мире, вначале – или очень осторожный, или резко отрицательный. Обсуждались многие проблемы: сохранность предметов, соотношение подлинных предметов и декоративных средств в экспозиции, психологическое воздействие на посетителей закрытого, «закупоренного» пространства и цветовых решений.

Тем не менее, для своего времени экспозиция музея Маяковского стала яркой страницей культурной жизни столицы и привлекла большой поток посетителей, в основном молодежи, а также иностранных гостей.

Сегодня Государственный музей В.В. Маяковского живет в ожидании новых перемен. Директором музея в настоящее время является Алексей Викторович Лобов. Перед новым директором и коллективом стоят нелегкие задачи: проведение капитального ремонта здания, усовершенствование фондовых помещений и оборудования, принятие экспозиционных решений.

На время проведения работ музейная экспозиция бережно демонтирована и сохранена для того, чтобы после ремонта вновь занять свое пространство. Экспонаты, хранящиеся в фондах музея, переведены во временные хранилища. В 2017 году для посетителей открылась «Квартира на Большой Пресне» (ул. Красная Пресня, д. 36, корп. 1, кв. 24). В настоящее время там представлен культурно-образовательный проект «Дочка».