Музей "Книга художника" 
Книга художника и русская футуристическая книга 


Книга художника – это синтетическое искусство, которому очень важен свой музейный дом: 21 декабря 2020 года в Москве был открыт первый в России музей «Книга художника». Инициаторами создания музея выступили Виктор Лукин и Михаил Погарский,которые на базе творческой мастерской ТСХР решили создать музей и привлекли к его организации Валерия Корчагина. Трое художников, активных участников движения «Книга художника», возглавили музей и начали проводить работу по систематизированию коллекции музея, ее пополнению новыми артефактами и популяризации Книги художника. Коллекция музея состоит из работ ведущих букартистов России и мира. Организаторы так определили цели и задачи музея: сохранение творческого наследия в виде систематизированной коллекции и популяризация жанра «Книга художника»; создание продуктивного диалога между многовековой традицией художественного книгоиздания и новейшими современными технологиями, доступными художникам XXI века. Среди первостепенных задач, связанных с развитием жанра, организаторы отмечают следующие: искусствоведческий анализ разных граней феномена «Книга художника»; издание публикаций по этой тематике; формирование дискуссионной площадки с проведением творческих вечеров, презентаций и семинаров.

Одним из практических направлений деятельности музея является создание творческой мастерской с технической базой, в которой желающие могут создавать Книги художника на мастер-классах или в образовательных группах. В 2021 году в музее были проведены творческие вечера выдающихся художников современного российского искусства, таких как Александр Панкин, Владимир Янкилевский, Виктор Умнов, художественного дуэта Колесников/Денисов, осуществлен музыкальный вечер «Музыка без границ» с участием дуэта Яака Соояэра и Алексея Круглова, подготовлена мастерская для создания небольшим тиражом Книг художника, ведется работа по описанию коллекции, работа над энциклопедией Книга художника, Михаил Погарский выпустил трехтомник «Книга художника», в котором представлена идеология, философия, структура, классификация, формы и технологии создания Книг художника.

В России наиболее последовательно продолжали линию авангарда начала ХХ века трансфутуристы из Ейска (эмигрировавшие впоследствии в Германию) Ры Никонова и Сергей Сигей. Идеи и дух футуризма прослеживаются во многих работах Александра Горнона, Вагрича Бахчаняна, Александра Стройло, Алексея Парыгина, Михаила Карасика и многих других российских художников. Григорий Кацнельсон, например, делает практически все свои книги, продолжая эстетическую линию футуристов: нарочитая небрежность, ручная раскраска, коллажные вставки и сама манера иллюстраций, безусловно, перекликаются с футуристической книгой. Юлия Зарецкая выпустила книгу со стихами Елены Гуро, Леонид Соков сделал книгу-объект на знаменитое «Дыр Бул Щыл» Алексея Крученых, Виктор Лукин обратился к поэтическим текстам Казимира Малевича, наполнив страничные развороты супрематической объемно-пластической структурой, а кроме того, по творчеству Владимира Маяковского сделал папку «Лозунги Маяковского» с графическими листами, обращенными к офисным работникам.

Сегодня наследие футуристов вызывает большой интерес у многих современных художников. Практически все, кто занимается Книгой художника, согласны, что она ведет свою историю с книг русских футуристов, которым положил начало сборник «Садка судей» 1910 года. Футуристы заменяли высокую эстетику книги эстетикой низкой, брутальной, площадной, скоморошьей. Принципиальная особенность и кардинальное отличие футуристической книги от остального богатейшего опыта книгоиздания состоит в том, что футуристы впервые перевернули устоявшуюся формулу «художник работает для книги» в обратную сторону: «книга работает на художника». Футуристы взяли книгу на вооружение для своих творческих экспериментов и сделали из нее боевое орудие для художественного жеста. Именно внутреннее отношение к книжной практике как к способу самовыражения и роднит «арт-хулиганство» футуристов с современной Книгой художника.

Для футуристических книг характерна непредсказуемость как по форме, так и по содержанию. Футуристы выстраивают свои творения не по проверенным временем законам, но доверяясь древней как мир интуиции. В одном из интервью Матюшин и Малевич говорят: «Футуристы хотят освободиться от этой упорядоченности мира, от этих связей, мыслимых в нем. Мир они хотят превратить в хаос, установленные ценности разбить в куски и из этих кусков творить новые ценности, делая новые обобщения, открывая новые неожиданные и невидимые связи». Для своих книг они готовы использовать любые доступные материалы и техники. Они печатают на обоях и оберточной бумаге; используют для создания тиража не только литографию, но и штампы, стеклограф, копирку; выводят плоские листы в объем, добавляя к ним коллажные и ассамбляжные элементы. Их художественные высказывания постоянно выходят за рамки текста и иллюстраций. 

По материалам: В.Ф. Лукин, М.В. Погарский. История. Книга русского авангарда; Музей "Книга художника" / Энциклопедия Книги художника. Москва, 2022