Владимир Маяковский
и русский авангард
Владимир Маяковский – один из ведущих представителей русского авангарда. Его творческие и теоретические работы оказали большое влияние как на современников, так и на последующие поколения.
Русский авангард в начале XX века формировался как передовой отряд творческих сил, которые требовали более радикального преображения сферы литературы и искусства. В нем соединились тенденции общеевропейского процесса обновления художественного языка (футуризм, фовизм, экспрессионизм, дадаизм) с идеями «обращения к Востоку», интересом к фольклору и архаике.
Маяковский был участником группы кубофутуристов «Гилея». Вместе со своими соратниками: Давидом Бурлюком, Велимиром Хлебниковым, Алексеем Крученых, Василием Каменским он провозглашал разрыв с традициями, новое словотворчество, обновление языка искусства в манифестах, опубликованных в сборниках «Пощечина общественному вкусу», «Садок судей». Наиболее тесное сближение поэзии и живописи произошло в футуристической книге.
Русская футуристическая книга – новаторский вид изданий, объединивший литературу и изобразительное искусство. В рукописных литографированных книгах стирается граница между рисунком и текстом, художник превращается в полноценного соавтора. Одними из наивысших достижений раннего русского авангарда стали постановки «первых в мире футуристов театра» в декабре 1913 года – трагедии «Владимир Маяковский» (оформление Павла Филонова, Иосифа Школьника при участии Ольги Розановой) и оперы «Победа над солнцем» (текст Алексея Кручёных, музыка Михаила Матюшина, оформление Казимира Малевича).
Период 1918–1921 годов можно считать во многом переломным для авангарда, поскольку именно в это время происходит сплочение авангардных эстетических движений в формате взаимодействия авангардного и политического дискурсов, отмечается институционализация авангарда. В этот период были достигнуты значительные результаты в области распространения художественного образования, организации выставок, при этом деятелям искусства удавалось сочетать административную работу с творческой деятельностью.
Роль поэта и художника в построении социально справедливого общества Маяковский связывал с «демократизацией искусства», с поиском новых форм обращения к массам, преобразованием культурной среды. Он активно работал в отделе Изобразительных искусств Наркомпроса, где участвовал в издании газеты «Искусство коммуны». С октября 1919 по февраль 1922 года Маяковский работал в РОСТА вместе с Михаилом Черемныхом, Иваном Малютиным, Амшеем Нюренбергом и другими, выпуская трафаретным способом агитплакаты с характерными лаконичными рисунками и подписями, ясно прочитываемой динамикой и символикой.
Образ будущего, стремление к построению рая на земле, созидательный пафос выражен Маяковским в «первой советской пьесе» «Мистерия-буфф», поставленной в Петрограде к первой годовщине Октября – 7 ноября 1918 года. Режиссером был Всеволод Мейерхольд, художником спектакля – Казимир Малевич. Афиша и обложка первого издания пьесы были выполнены Маяковским в едином решении. 1920-е годы характеризуются политизацией авангарда, свобода творчества уступает место утилитарной тенденции социального заказа, конструктивизма, литературы факта, производственного искусства. Стремление примирить художественный эксперимент и политическую активность нашло уникальное воплощение в творчестве Маяковского. В 1923 году Маяковский организовал группу «Левый фронт искусств» (ЛЕФ) и одноименный журнал «ЛЕФ» (1923–1925; «Новый ЛЕФ», 1927–1928). В программных статьях он обращался и к футуристам, которые вывели искусство на улицы и площади, к производственникам, которые придали вдохновению точный расчет, и к конструктивистам, заменившим вдохновение в творчестве на практическую повседневность обработки материала.
Область «искусства в производстве» расширялась за счет литературы факта, кино, театра, архитектуры, прикладного искусства, прозодежды. Признание получила торговая реклама («Нигде кроме, как в Моссельпроме», «Резинотрест», ГУМ и др.) под маркой «Реклам-конструктор Маяковский-Родченко».
Во второй половине 1920-х годов ощущается кризис утопического сознания Маяковского, и поэт приходит к гротескным картинам будущего в пьесах «Клоп» и «Баня».
Культурно-историческое содержание творчества Маяковского выходит далеко за пределы отдельной личности и определяет целую эпоху.
Весь ХХ век пронизан утопической верой Маяковского в грядущую гармонию земной жизни человека и реальной трагедией ее недостижимости. Этот вечный конфликт многообразно отразился в литературе, искусстве, философии нашего времени. Маяковский стал одним из создателей своеобразного стиля русского авангарда, проявив себя и в словесном, и в изобразительном искусстве. По определению многих современников, Маяковскому принадлежит особая роль организатора и лидера значительных, определяющих статус русского авангарда, начинаний.
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
|