ХУТЕМАС – XXI"


В 2020 году исполнилось 100 лет с момента основания Высших художественно-технических мастерских, сокращенно ВХУТЕМАС, ставшим уникальным явлением в образовательной системе Советского Союза. Мастерские сильно отличались от прочих учебных заведений своим новаторским подходом к обучению студентов. Их задачей было с помощью концепции новой художественной педагогики, в которой отражались достижения новейших течений в искусстве, сформировать художника нового типа – высококвалифицированного мастера для промышленности. Для этого в качестве педагогов были привлечены такие звёзды художественной сцены того периода как: А. Веснин, А. Голубкина, И. Голосов, В. Кандинский, И. Клюн, П. Кончаловский, А. Лентулов, И. Машков, К. Мельников, В. Татлин, Р. Фальк, А. Экстер и многие другие.

Год столетия ВХУТЕМАС Российская государственная библиотека искусств при партнерстве Государственного музея В.В. Маяковского отметила виртуальной выставкой «ВХУТЕМАС – XXI» в рамках проекта «Мастерская РГБИ». Участниками выставки стали молодые художники – студенты вузов и школ современного искусства Москвы, им было предложено на время стать «студентами» одного из знаменитых преподавателей Свободных мастерских.

вхутемас2.jpg



Участница проекта, студентка Института современного искусства И. Бакштейна Маша Шпрайзер выбрала своим мастером Людмилу Маяковскую. Молодую художницу привлекло то, что Людмила Владимировна благодаря своему упорству и любви к делу смогла многого добиться в области художественного текстиля, который на тот момент был «мужским» ремеслом.




По мере изучения материалов и жизненного пути своей наставницы Шпрайзер поняла, что ее работа будет выполнена в форме зина, так художница хотела создать атмосферу приватного разговора читателя с Людмилой Владимировной, сделать своеобразный дневник переживаний своего мастера. Чтобы произведение сложилось, Шпрайзер обратилась за помощью в Музей Маяковского, благодаря которому ей удалось реализовать эту задумку. Название зина – строка из воспоминаний Людмилы Владимировны: «Идя по длинному пути, я думала о том, что настанет когда-нибудь справедливая и светлая человеческая жизнь, когда не будет эксплуатации, когда женщина-труженица завоюет себе настоящее место в жизни» – по мнению Шпрайзер эти слова наиболее точно отражают творческий путь ее наставницы.

Слайд-1.jpgСлайд-2.jpgСлайд-3.jpgСлайд-4.jpgСлайд-5.jpgСлайд-6.jpgСлайд-7.jpg