Ц арица или прачка

Музы Маяковского

Немало женщин в жизни Владимира Маяковского с большим или меньшим правом могли быть названы его музами, но увенчала «династию» муз и затмила всех Лиля Юрьевна Брик. Ей посвящена уже первая поэма – «Облако в штанах», написанная еще до знакомства. В поэме отразились драматичные отношения с Софьей (Сонкой) Шамардиной, трехдневная влюбленность в одесситку Марию Денисову, а может быть и роман сестрой Лили Брик – Элей Каган. Лиля была замужем за сыном богатых коммерсантов Осипом Бриком и жила с ним в Петербурге, с Маяковским познакомилась через сестру. Первая встреча была мимолетной, вторая холодной. На третий раз Эля попросила поэта прочитать «Облако». Этот момент разделил надвое жизнь и Маяковского, и Лили, и даже Осипа.

Почти пятнадцать лет Маяковский и Брики не расставались. С 1918 года, вернувшись в Москву, они жили вместе, хотя у Маяковского была и своя комната. Официально Лиля и Осип все это время оставались супругами. Маяковский Лилю тоже называл женой, в том числе в стихах (в «Юбилейном»). Лиля всегда называла их совместную жизнь семьей. Но предполагалось, что семья будет совсем новой: без ревности, пошлости, грязи, индивидуализма; жизнь, наполненная творчеством ради Будущего, свободой и любовью – первый росток осмысленного русского быта. Было два твердых условия: Маяковский не должен из семьи уходить, а Лиля должна оставаться единственной музой. Много лет всякая книга Маяковского посвящалась «Тебе, Лиля» («Облако в штанах»), «Л.Ю.Б.» (много раз), «Ей и мне» («Про это») и так далее.

Но в 1924 году ему пришлось признаться: «Любви я заждался. Мне тридцать лет» («Тамара и Демон»). Внутри «семьи» любви уже не было. В 1925 году в Нью-Йорке Маяковский встретился с русской эмигранткой Элли Джонс (Елизавета Зиберт) – бедной, гордой, много пережившей обладательницей необычайно выразительных глаз (почти таких, как у Лили) и красивых ног. Он вернулся в СССР, а у нее родилась дочь, тоже Элли (Хелен Патриция). Маяковский виделся с дочкой один раз, в ноябре 1927 года. Именно после ее рождения он начал писать детские стихи. Примерно через месяц состоялась «измена в песне» – Маяковский написал два стихотворения, посвященные красавице-эмигрантке Татьяне Яковлевой. Возможно, задуманы они были как посвящение Элли Джонс.

Женщины Маяковского в это время по большей части были высокими красавицами: Наталья Брюханенко – красавица-комсомолка; Татьяна Яковлева – красавица светская; Вероника (Нора) Полонская – красавица-артистка. На всех трех Маяковский хотел жениться, нарушая первое условие. Либо к Яковлевой, либо к Полонской обращены лирические строфы, которые относят к черновикам поэмы «Во весь голос».

Бесспорно, Маяковский любил Лилю больше и дольше, чем она его. Но большую человеческую привязанность к «Володе» она сохранила до самой своей смерти (в 1978 году). Она добилась его признания как главного советского поэта, стояла у истоков музея Маяковского, под ее редакцией выходили его произведения. А ее сестра, ставшая известной французской писательницей Эльзой Триоле, знакомила с поэзией и личностью Маяковского Запад.


 tsaritsa1.jpg tsaritsa2.jpg   tsaritsa3.jpg
 tsaritsa4.jpg tsaritsa5.jpg  tsaritsa6.jpg 
 tsaritsa7.jpg tsaritsa8.jpg  tsaritsa9.jpg 
 tsaritsa10.jpg  tsaritsa11.jpg  tsaritsa12.jpg
tsaritsa15psd.jpg  tsaritsa13.jpg  tsaritsa14.jpg 
 tsaritsa16.jpg tsaritsa17.jpg  tsaritsa18.jpg 
 tsaritsa19.jpg  tsaritsa20.jpg   tsaritsa21.jpg
  tsaritsa22.jpg tsaritsa23.jpg  tsaritsa24.jpg 
  tsaritsa25.jpg tsaritsa26.jpg  tsaritsa27.jpg 
  tsaritsa28.jpg tsaritsa29.jpg  tsaritsa30.jpg 
  tsaritsa31.jpg   tsaritsa32.jpg