Раскрашено от руки

Особенности экземпляров книг русского авангарда 1910–1930-х гг.

Для выставки были отобраны книги, отличительной особенностью которых является наличие ручной авторской раскраски, добавление коллажей и других декоративных элементов. 

Русская футуристическая книга стала едва ли не самым ярким творческим проявлением, в котором в полной мере зримо воплотились основополагающие идеи всего художественного направления. Темы современной цивилизации и урбанистической культуры, всеобщего хаоса и разрыва причинно-следственных связей, отказ от признанных норм грамматики и поведения, интерес к архаичной, народной и низовой культуре все это нашло отражение в футуристической книге. В ней соединялись теоретические положения, манифесты, поэтические произведения с новаторством в оформлении. Сам внешний вид рукотворной по своей сути книги со всеми ее "шероховатостями" и "неровностями" бумаги, печати и цвета "бил по нервам привычки" обывателя, заставляя его вздрогнуть от неожиданного названия и разноцветной бумаги. 

В декабре 1912 года увидело свет первое футуристическое издание, оформленное сразу несколькими художниками. В книге А. Кручёных и В. Хлебникова "Мирсконца" рисунки выполнили Н. Гончарова, М. Ларионов, Н. Роговин, В. Татлин. Обложка книги представляла собой наклеенный на картон узкого листа бумаги с отпечатанными литографским способом фамилиями авторов и названием книги. Остальное поле занимал наклеенный крупный декоративный цветок, вырезанный из бумаги. Расположение наклеек отличается в разных экземплярах книги. Меняются форма цветка, цвет и фактура бумаги из которой он вырезан. 

Другим примером коллективного участия в оформлении была книга Кручёных "Взорваль". Здесь объединились петербургские художники О. Розанова и Н. Кульбин, в книгу были включены также литографии К. Малевича и Н. Гончаровой. Первое издание книги вышло весной 1913 года, а второе — тем же летом. Издания отличались оформлением обложек. В первом издании это был рисунок Н. Кульбина, а во втором — О. Розановой. На обложке работы О. Розановой был изображен городской пейзаж, суть которого раскрывают слова В. Маяковского: "Поэзия футуризма — это поэзия города, современного города. Город обогатил наши переживания и впечатления новым городскими элементами, которых не знали поэты прошлого".

В феврале 1913 года вышла книга А. Кручёных "Помада" с рисунками М.Ларионова. Она занимает особое место в истории русского футуризма. Именно в ней впервые появилось в печати стихотворение А. Кручёных "Дыр бул щыл", которое было написано на собственном языке, отличавшемся от других тем, что "слова его не имеют определенного значения". 
Оформление М. Ларионова с его "лучистскими" рисунками относят это издание к самым выдающимся памятникам книжного искусства. Раскрашенные литографии, наклеенные на золотую фольгу, придают книге сходство с "ювелирной драгоценностью". Стихи и рисунки прекрасно дополняют друг друга, составляя неразрывное художественное целое. 

"Вхóдите в книжный магазин. "Маяковский есть?" — "Был и весь вышел"  — фантазировал в мае 1913 года Владимир Маяковский, выпуская свою первую книгу под характерным названием "Я!". Мечты Маяковского осуществились: 300 экземпляров первой книги были раскуплены довольно быстро.
Сборник "Я!" оказался самым "футуристическим" по оформлению в обширной библиографии поэта. Он был издан литографским способом и украшен рисунками В. Чекрыгина и Л. Шехтеля (Жегина). Обложку исполнил сам поэт, создав, по словам Жегина, своеобразный автопортрет. 

Создание Маяковским "Советской азбуки" относится к осени 1919 года: написана она была в сентябре, а отдельное литографированное издание вышло в октябре того же года. Обложка и рисунки к каждой букве алфавита выполнены самим Маяковским. Заглавные буквы представляют собой рисунок-карикатуру из одной или нескольких человеческих фигур. Литографированная "Советская азбука" выполнена в стиле "самописной" книги русских футуристов, которые стремились к отказу от типографского набора, к единой технике исполнения рисунка и текста. Маяковский следует призыву Крученых и Хлебникова "вручить свое детище не наборщику, а художнику". Поэт и художник Маяковский соединяет в изображении буквы рисунок и смысл. 
"Советская азбука" — одна из книг, оформленных самим Маяковским. Многие экземпляры этой книги были раскрашены акварелью. Раскрашивать книгу автору помогали Л. Брик и художница Н. Турова. "Азбука" раздавалась курсантам и красноармейцам, направлявшимся на фронт, этим объясняется ее редкость в книжных собраниях.

В фонде музея хранится обширная коллекция книг петроградской артели художников "Сегодня", многие из экземпляров раскрашены авторами.
Деятельность артели, несмотря на короткий период существования (1918-1919 гг.), вызывает в настоящее время острый интерес исследователей и коллекционеров русской книжной графики первой трети ХХ века. 

Артель художников "Сегодня" была организована в феврале 1918 года. Она ставила своей целью "дать читателям небольшую, но художественно изданную и дешевую книжку стихов или рассказов современных поэтов, в частности же, заполнить пробел, в высшей степени важной, но почти не существующей, детской литературы". В состав артели входили художники «левого толка» В. Ермолаева, Е. Турова, Н. Любавина, Ю. Анненков, Н. Альтман, Н. Лапшин и литераторы Н. Венгров, С. Дубнова, А. Ремизов, С. Есенин, Е. Замятин. 
Книги печатались в небольшой типографии при помощи ручного станка на бумаге светлых тонов. Иллюстрации вырезались на линолеуме. Вся печать была однокрасочной. Объем всех книг артели, форматом 20,4 х 15см., составлял 4 листа, включая обложку, скрепленных металлической скрепкой. Тираж составлял 1000 экземпляров. Часть тиража, а именно 125 пронумерованных экземпляров, раскрашивалась от руки.

Для получения подробной информации о каждом экспонате нажмите на изображение

иконки1.jpg
иконки2.jpg
иконки3.jpg
заглушка.jpg
иконки4.jpg   иконки5.jpg   иконки6.jpg  
заглушка.jpg
иконки7.jpg   иконки8.jpg   иконки9.jpg  
заглушка.jpg
иконки10.jpg   иконки334.jpg иконки12.jpg
заглушка.jpg
иконки13.jpg   иконки11.jpg иконки15.jpg  
заглушка.jpg
иконки16.jpg   иконки14.jpg иконки17.jpg
заглушка.jpg
иконки18.jpg иконки20.jpg   иконки19.jpg
заглушка.jpg
иконки22.jpg   иконки23.jpg   иконки24.jpg  
заглушка.jpg
иконки21.jpg иконки25.jpg иконки26.jpg
заглушка.jpg
иконки28.jpg иконки27.jpg иконки29.jpg
заглушка.jpg
иконки32.jpg
иконки31.jpg   иконки30.jpg
иконки35.jpg   иконки33.jpg     иконки36.jpg