Раскрашено от руки
Особенности экземпляров книг русского авангарда 1910–1930-х гг.
Для выставки были отобраны книги, отличительной особенностью которых является наличие ручной авторской раскраски, добавление коллажей и других декоративных элементов.
Русская футуристическая книга стала едва ли не самым ярким творческим проявлением, в котором в полной мере зримо воплотились основополагающие идеи всего художественного направления. Темы современной цивилизации и урбанистической культуры, всеобщего хаоса и разрыва причинно-следственных связей, отказ от признанных норм грамматики и поведения, интерес к архаичной, народной и низовой культуре все это нашло отражение в футуристической книге. В ней соединялись теоретические положения, манифесты, поэтические произведения с новаторством в оформлении. Сам внешний вид рукотворной по своей сути книги со всеми ее "шероховатостями" и "неровностями" бумаги, печати и цвета "бил по нервам привычки" обывателя, заставляя его вздрогнуть от неожиданного названия и разноцветной бумаги.
В декабре 1912 года увидело свет первое футуристическое издание, оформленное сразу несколькими художниками. В книге А. Кручёных и В. Хлебникова "Мирсконца" рисунки выполнили Н. Гончарова, М. Ларионов, Н. Роговин, В. Татлин. Обложка книги представляла собой наклеенный на картон узкого листа бумаги с отпечатанными литографским способом фамилиями авторов и названием книги. Остальное поле занимал наклеенный крупный декоративный цветок, вырезанный из бумаги. Расположение наклеек отличается в разных экземплярах книги. Меняются форма цветка, цвет и фактура бумаги из которой он вырезан.
Другим примером коллективного участия в оформлении была книга Кручёных "Взорваль". Здесь объединились петербургские художники О. Розанова и Н. Кульбин, в книгу были включены также литографии К. Малевича и Н. Гончаровой. Первое издание книги вышло весной 1913 года, а второе — тем же летом. Издания отличались оформлением обложек. В первом издании это был рисунок Н. Кульбина, а во втором — О. Розановой. На обложке работы О. Розановой был изображен городской пейзаж, суть которого раскрывают слова В. Маяковского: "Поэзия футуризма — это поэзия города, современного города. Город обогатил наши переживания и впечатления новым городскими элементами, которых не знали поэты прошлого".
В феврале 1913 года вышла книга А. Кручёных "Помада" с рисунками М.Ларионова. Она занимает особое место в истории русского футуризма. Именно в ней впервые появилось в печати стихотворение А. Кручёных "Дыр бул щыл", которое было написано на собственном языке, отличавшемся от других тем, что "слова его не имеют определенного значения".
Оформление М. Ларионова с его "лучистскими" рисунками относят это издание к самым выдающимся памятникам книжного искусства. Раскрашенные литографии, наклеенные на золотую фольгу, придают книге сходство с "ювелирной драгоценностью". Стихи и рисунки прекрасно дополняют друг друга, составляя неразрывное художественное целое.
"Вхóдите в книжный магазин. "Маяковский есть?" — "Был и весь вышел" — фантазировал в мае 1913 года Владимир Маяковский, выпуская свою первую книгу под характерным названием "Я!". Мечты Маяковского осуществились: 300 экземпляров первой книги были раскуплены довольно быстро.
Сборник "Я!" оказался самым "футуристическим" по оформлению в обширной библиографии поэта. Он был издан литографским способом и украшен рисунками В. Чекрыгина и Л. Шехтеля (Жегина). Обложку исполнил сам поэт, создав, по словам Жегина, своеобразный автопортрет.
Создание Маяковским "Советской азбуки" относится к осени 1919 года: написана она была в сентябре, а отдельное литографированное издание вышло в октябре того же года. Обложка и рисунки к каждой букве алфавита выполнены самим Маяковским. Заглавные буквы представляют собой рисунок-карикатуру из одной или нескольких человеческих фигур. Литографированная "Советская азбука" выполнена в стиле "самописной" книги русских футуристов, которые стремились к отказу от типографского набора, к единой технике исполнения рисунка и текста. Маяковский следует призыву Крученых и Хлебникова "вручить свое детище не наборщику, а художнику". Поэт и художник Маяковский соединяет в изображении буквы рисунок и смысл.
"Советская азбука" — одна из книг, оформленных самим Маяковским. Многие экземпляры этой книги были раскрашены акварелью. Раскрашивать книгу автору помогали Л. Брик и художница Н. Турова. "Азбука" раздавалась курсантам и красноармейцам, направлявшимся на фронт, этим объясняется ее редкость в книжных собраниях.
В фонде музея хранится обширная коллекция книг петроградской артели художников "Сегодня", многие из экземпляров раскрашены авторами.
Деятельность артели, несмотря на короткий период существования (1918-1919 гг.), вызывает в настоящее время острый интерес исследователей и коллекционеров русской книжной графики первой трети ХХ века.
Артель художников "Сегодня" была организована в феврале 1918 года. Она ставила своей целью "дать читателям небольшую, но художественно изданную и дешевую книжку стихов или рассказов современных поэтов, в частности же, заполнить пробел, в высшей степени важной, но почти не существующей, детской литературы". В состав артели входили художники «левого толка» В. Ермолаева, Е. Турова, Н. Любавина, Ю. Анненков, Н. Альтман, Н. Лапшин и литераторы Н. Венгров, С. Дубнова, А. Ремизов, С. Есенин, Е. Замятин.
Книги печатались в небольшой типографии при помощи ручного станка на бумаге светлых тонов. Иллюстрации вырезались на линолеуме. Вся печать была однокрасочной. Объем всех книг артели, форматом 20,4 х 15см., составлял 4 листа, включая обложку, скрепленных металлической скрепкой. Тираж составлял 1000 экземпляров. Часть тиража, а именно 125 пронумерованных экземпляров, раскрашивалась от руки.
Для получения подробной информации о каждом экспонате нажмите на изображение