Они НЕ знали Маяковского:
портреты поэта спустя полвека

При составлении портретной карты литераторов ХХ века большой величиной на ней должен быть Владимир Маяковский. Его образ легко угадывается в обобщенных и схематических набросках. В русской литературе таких лиц немного: из поэтов XIX века всеми узнаваем Александр Пушкин, а в ХХ веке – Маяковский. Мощный, громогласный, основательный, большой и твердо стоящий на земле – именно таким представляется поэт большинству его почитателей. Есть и иные попытки осмысления его облика с уклоном в романтический стиль, попытки показать его чувственным, страдающим, мечущимся. Но кажется, что перед нами уже не сам Маяковский, а его лирический герой, с которым автор был безусловно схож, в частности биографически, но не дословно списан.

Время неумолимо несется вперед, стирая истинные черты Маяковского, подменяя их представлениями из массовой культуры, воспоминаний современников, которых уже тоже нет, личными фантазиями. На выставке в сети Интернет показаны портреты поэта, созданные художниками, которые никогда не знали его лично, но тем любопытней их видение и ощущение личности, пронесенное через годы.

В работах художников, осмысляющих творческое наследие Маяковского и его самого, сразу видна его значимость для современного искусства, продолжающего традиции русского авангарда: Герман Егошин, Борис Тальберг, Юрий Рязанов. За портрет поэта, нарисованный в 1963 году, Егошина чуть не исключили из ленинградского Союза художников (работу сочли «формалистской») – исключение не состоялось лишь потому, что портрет оказался на обложке журнала «Юность», а затем попал в коллекцию музея.

Трагическая судьба Маяковского, его осмысления себя как футуриста, а затем переосмысление себя как рупора революции, бравого певца нового времени и несбывшихся надежд, воплощены в работах Василия Каменского, Бориса Коржевского, Юрия Могилевского и других. Именно графический портрет поэта, созданный Могилевским, стал основой для логотипа Московского академического театра имени Владимира Маяковского.

Образ Маяковского как центральной фигуры советской литературы не мог не привлечь внимания и скульпторов, которые, в первую очередь, подчеркивали идеологическую составляющую его творчества. Например, Гурам Кордзахия – его памятник Маяковскому был открыт 14 апреля 1955 года. Бронзовую фигуру на постаменте из черного гранита установили в саду около Библиотеки-музея поэта. Лиля Брик так отзывалась об этой работе: «В фигуре Маяковского большое портретное сходство, и не только внешнее, фотографическое, а глубокое внутреннее. В этой скульптуре чувствуется вполне определенное и, мне кажется очень верное представление художника о Маяковском, сильном мужественном человеке, большом НАШЕМ поэте, поэте-рабочем. В ней ясна мысль скульптора. И форма этого произведения представляется мне соответствующей по содержанию. Думаю, это очень серьезная работа. Она мне нравится и по душе».

 theydont1.png 2.png 3.png 
 4.png 5.png 6.png 
7.png
8.png
9.png 
 10.png 11.png  12.png 
 13.png 14.png   15.png
16.png
17.png  18.png 
 19.png  20.png      21.png
 22.png 23.png  24.png 
 25.png 26.png  27.png 
 28.png 29.png  30.png 
31.png 32.png 33.png
34.png 35.png 36.png
37.png
38.png 39.png
40.png 41.png 42.png
Яндекс.Метрика