Они НЕ знали Маяковского:
портреты поэта спустя полвека
При составлении портретной карты литераторов ХХ века большой величиной на ней должен быть Владимир Маяковский. Его образ легко угадывается в обобщенных и схематических набросках. В русской литературе таких лиц немного: из поэтов XIX века всеми узнаваем Александр Пушкин, а в ХХ веке – Маяковский. Мощный, громогласный, основательный, большой и твердо стоящий на земле – именно таким представляется поэт большинству его почитателей. Есть и иные попытки осмысления его облика с уклоном в романтический стиль, попытки показать его чувственным, страдающим, мечущимся. Но кажется, что перед нами уже не сам Маяковский, а его лирический герой, с которым автор был безусловно схож, в частности биографически, но не дословно списан.
Время неумолимо несется вперед, стирая истинные черты Маяковского, подменяя их представлениями из массовой культуры, воспоминаний современников, которых уже тоже нет, личными фантазиями. На выставке в сети Интернет показаны портреты поэта, созданные художниками, которые никогда не знали его лично, но тем любопытней их видение и ощущение личности, пронесенное через годы.
В работах художников, осмысляющих творческое наследие Маяковского и его самого, сразу видна его значимость для современного искусства, продолжающего традиции русского авангарда: Герман Егошин, Борис Тальберг, Юрий Рязанов. За портрет поэта, нарисованный в 1963 году, Егошина чуть не исключили из ленинградского Союза художников (работу сочли «формалистской») – исключение не состоялось лишь потому, что портрет оказался на обложке журнала «Юность», а затем попал в коллекцию музея.
Трагическая судьба Маяковского, его осмысления себя как футуриста, а затем переосмысление себя как рупора революции, бравого певца нового времени и несбывшихся надежд, воплощены в работах Василия Каменского, Бориса Коржевского, Юрия Могилевского и других. Именно графический портрет поэта, созданный Могилевским, стал основой для логотипа Московского академического театра имени Владимира Маяковского.
Образ Маяковского как центральной фигуры советской литературы не мог не привлечь внимания и скульпторов, которые, в первую очередь, подчеркивали идеологическую составляющую его творчества. Например, Гурам Кордзахия – его памятник Маяковскому был открыт 14 апреля 1955 года. Бронзовую фигуру на постаменте из черного гранита установили в саду около Библиотеки-музея поэта. Лиля Брик так отзывалась об этой работе: «В фигуре Маяковского большое портретное сходство, и не только внешнее, фотографическое, а глубокое внутреннее. В этой скульптуре чувствуется вполне определенное и, мне кажется очень верное представление художника о Маяковском, сильном мужественном человеке, большом НАШЕМ поэте, поэте-рабочем. В ней ясна мысль скульптора. И форма этого произведения представляется мне соответствующей по содержанию. Думаю, это очень серьезная работа. Она мне нравится и по душе».
|
|
|
|
||
|
||