О разных Маяковских
Александра Алексеевна (1867–1954) и Владимир Константинович (1857–1906), мать и отец знаменитого поэта-футуриста, поженились по любви. После свадьбы жили в селе Никитенка (Армения), где у них родилась старшая дочь Людмила (1884–1972), а в 1889 году Владимира Константиновича назначили на должность лесничего в Багдадском лесничестве в Грузии, и семья переселилась на место службы отца.
В Багдади Маяковские снимали дом, который стал родным для их дочери Ольги (1890–1949) и сына Владимира (1893–1930).
В 1906 году в семью пришла беда: Владимир Константинович умер от заражения крови. После смерти отца Маяковские решили навсегда уехать в Москву, где на тот момент уже училась старшая дочь. С помощью знакомых они сняли дешевую квартиру, а Олю и Владимира устроили в гимназии.
В 1910 году Людмила окончила обучение в Строгановском училище и была направлена на Прохоровскую фабрику «Трехгорная мануфактура» по специальности художника по тканям. Вскоре ей предложили возглавить аэрографическую мастерскую. В 1909 году Ольга окончила гимназию и поступила работать в Московский главпочтамт служащей экспедиторского отдела.
Владимир учился в 5-й московской гимназии, программа оказалась сложной. В начале 1908 года Маяковский (ему было 14 лет), ссылаясь на отсутствие средств для продолжения учения и свое плохое самочувствие, забрал документы из гимназии. В этом же году он вступил в Российскую социал-демократическую рабочую партию большевиков в качестве пропагандиста. За период с 1908 по 1909 год он был арестован три раза.
Несмотря на увлечение революционной деятельностью, Маяковский понимал, что нужно получить образование. В 1911 году его приняли в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где он познакомился с Давидом Бурлюком, прочитал свои первые стихи и стал выступать с футуристами.
Новые друзья были вхожи в дом поэта, но вот Бурлюк матери и сестрам не приглянулся «развязной манерой держаться с людьми», зато своей простотой и сердечностью очень понравился Василий Каменский, который стал их желанным гостем. А Велимир Хлебников какое-то время даже жил в семье Маяковских, когда они снимали квартиру в доме на Красной Пресне.
В 1919–1921 годах сестры помогали Маяковскому в создании «Окон сатиры РОСТА». Владимир давал им карандашные наброски, которые необходимо было расцветить обозначенными на эскизе красками.
В 1923 году начал издаваться журнал «ЛЕФ», в котором Маяковский занял место ответственного редактора, он привлек Ольгу к работе в качестве технического секретаря. Людмила продолжала трудиться на Трехгорной мануфактуре, в 1925 году ее образцы тканей были представлены на Международной выставке декоративно-прикладного искусства в Париже. Кроме работы на фабрике она преподавала технику аэрографии и специальную композицию на текстильном факультете ВХУТЕМАСА.
В конце 1927 года Людмила получила от фабрики эту квартиру. Для того, чтобы стать пайщиком кооператива, надо было внести первый взнос. Эту сумму семье дал Владимир. Он также добился, чтобы поставили телефон, и оплатил прокладку кабеля. По воспоминаниям сестер, брат был счастлив, что его родные живут в хорошей квартире.
Конец 1920-х годов — самое тяжелое время в жизни Маяковского: пьеса «Баня» была объявлена слабой в художественном отношении, политически порочной и исключена из репертуаров театров, выставку «20 лет работы» проигнорировали литературные руководители и критики. Творческий кризис усугублялся личной драмой. 14 апреля 1930 года прозвучал роковой выстрел.
Способом выйти из тяжелого эмоционального состояния для родных стала деятельность по пропаганде творчества Маяковского. Ольга с 1932 по 1940 год работала в Союзе советских архитекторов, Людмила до 1948 года преподавала на факультете художественного оформления тканей Московского текстильного института, но своей основной задачей они считали увековечение памяти брата. Людмила участвовала в издании Полного собрания сочинений, входила в состав жюри по возведению памятника Маяковскому на Триумфальной площади, также она помогала в создании музея в Багдади, благодаря ее письмам руководству страны было принято решение об организации музея в Лубянском проезде — доме, где находился рабочий кабинет поэта. Незадолго до смерти Людмила передала музею весь семейный архив и квартиру.