М аяковский vs Есенин
В 1920-е годы имена Владимира Маяковского и Сергея Есенина были хорошо известны в Советском Союзе. В массовом сознании поэты оказались литературными антагонистами, миф о их вражде с годами только укреплялся. Но были ли они в действительности непримиримыми врагами и соперниками?
И Владимир Маяковский, и Сергей Есенин – революционеры поэзии, принадлежавшие к разным литературным направлениям: футурист Маяковский и имажинист Есенин, – начали свой творческий путь в 1910-х гг. Первые прижизненные сборники «Я!» Маяковского и «Радуница» Есенина увидели свет с разницей в три года – в 1913 и в 1916 гг. Примерно в это время произошла и их первая встреча: Маяковского озадачил «бутафорский» Есенин в лаптях и рубахе.
Оба поэта были участниками литературных вечеров, где свидетелями их столкновений становились как слушатели, так и другие деятели искусства. Местом для дискуссий и декламаций часто становился Большой зал Политехнического музея. Пик публичных дискуссий пришелся на 1920 –1921 гг. 16 ноября 1920 г. в Политехническом музее состоялся «Суд над современной поэзией», где назначенный экспертом Есенин упрекнул Маяковского в создании «не стихов, а агитез». Помимо «Суда» оба поэта были заявлены для совместного участия в вечере «Современной поэзии» в Политехническом музее 23 ноября 1920 г., где без дискуссии, скорее всего, не обошлось.
Поэты действительно часто критиковали творчество друг друга: Есенин называл Маяковского «певцом банок Моссельпрома», а Маяковский отзывался о поэзии Есенина как о «идеализированной деревенщине». Крайне отрицательно относясь к поэзии Маяковского, Есенин все же отмечал некоторые его удачные строки и военную лирику: «Ах, закройте, закройте глаза газет!» и стихотворения «Мама и убитый немцами вечер» и «Война объявлена». В отличие от более резкого в своей критике Есенина, Маяковский все же признавал литературную значимость Сергея Александровича, как в разговорах с общими знакомыми, так и в публикуемых произведениях, например, в статье «Как делать стихи?»: «Потом стали попадаться есенинские строки и стихи, которые не могли не нравиться».
И Маяковский, и Есенин известны своими громкими романами с неординарными женщинами (главные имена, конечно – Лиля Брик и Айседора Дункан), а также любовной лирикой, которой пленялись многие.
После поездки Есенина в Америку у него и Маяковского был период сближения: «В последнее время у Есенина появилась даже какая-то явная симпатия к нам (лефовцам): он шел к Асееву, звонил по телефону мне, иногда просто старался попадаться». Владимир Владимирович даже хотел привлечь соперника к «Лефу», а тяжелый личностный период в его жизни не остался незамеченным Маяковским, который делился со своим близким другом Николаем Асеевым: «Я видел Сергея Есенина, пьяного! Я еле узнал его. Надо как-то, Коля, взяться за Есенина. Попал в болото. Пропадет. А ведь он чертовски талантлив».
К сожалению, этим планам не удалось реализоваться – Сергей Есенин умер. В 1925 году, после самоубийства Есенина, именно Маяковский написал на смерть поэта одно из наиболее пронзительных стихов: по обыкновению размашисто, на крупном листе писчей бумаги с горечью звучат слова к ушедшему. Поэт посвящает эти строки не врагу, не другу, не конкуренту, но литературному соратнику: «…они называют его по-семейному – “Серёжа”... “Серёжа” как литературный факт – не существует. Есть поэт – Сергей Есенин».
Часто публичные выступления Маяковского не обходились без обсуждения личности и поэзии оппонента, а просьбы прочесть стихотворение на его смерть значились во множестве записок слушателей. Оба поэта, так сильно непохожие и похожие одновременно, ушедшие каждый по своей воле, остались в русской культуре ярчайшими символами эпохи, соперничество которых стало поистине знаковым явлением в литературной и светской жизни 1920-х гг.