Маяковский
и его современники

Основная идея выставки «Маяковский и его современники» — наряду с известными фотографиями поэта, его друзей и знакомых показать редкие снимки его окружения. Первые снимки выставки отсылают к публикации альманаха «Пощечина общественному вкусу». В нем Маяковский дебютировал двумя стихотворениями «Ночь» и «Утро». В «Пощечине» впервые под одной обложкой были опубликованы произведения четырех самых ярких представителей русского литературного авангарда: Маяковского, Бурлюка, Хлебникова и Кручёных. Примерно в это же время поэт стал вхож в дом знаменитого архитектора Фёдора Шехтеля, так как учился с его сыном Львом Жегиным в Училище живописи ваяния и зодчества. Именно благодаря творческому союзу Жегина, Чекрыгина и Маяковского был создан первый сборник стихов поэта — «Я!». Книга стала литературным событием, все 300 экземпляров были довольно скоро распроданы.

1913 год стал годом поэтического крещения Маяковского: он читал свои стихи в различных аудиториях, вступал в дискуссии, делал доклады, писал статьи, занимался в Петербурге постановкой трагедии «Владимир Маяковский», был участником знаменитого «футуристического турне», прокатившегося по городам России в конце 1913 – начале 1914 года (группа поэтов за три месяца посетила 15 городов). Лето 1915 года — важное время в творческой биографии Маяковского. В Куоккале, популярном у петербургской интеллигенции курортном поселке, рождалась поэма «Облако в штанах».

Также в июле поэт познакомился с Лилей и Осипом Бриками. В их доме образовался своего рода литературный салон, где помимо футуристов появлялись филолог Роман Якобсон, литературовед Виктор Шкловский и другие. Позже в этом кругу задумывались и реализовывались различные творческие проекты, в том числе журнал «ЛЕФ». В лефовскую группу вошла значительная часть представителей русского авангарда: поэты Сергей Третьяков и Николай Асеев, художник и фотограф Александр Родченко, теоретики Осип Брик, Борис Арватов, Борис Кушнер, режиссеры Сергей Эйзенштейн и Дзига Вертов. Отдельно стоит отметить фотографию, сохранившую память о встрече во Всесоюзном обществе культурных связей с заграницей (ВОКС) с японским журналистом и политиком Тамидзи Найто. Эта фотография в будущем сыграла роковую роль в судьбе супругов Третьяковых и дипломата Вознесенского: они фигурировали в их следственных делах как вещественные доказательства. В 1927 году Сергей Третьяков и Вознесенский были осуждены по обвинению в связях с японской разведкой.

С 1922 по 1925 год Владимир Маяковский совершил множество поездок за рубеж, где он участвовал в выставках, читал лекции, декламировал стихи. Сохранилось много фотографий, сделанных во время этих поездок. Из поездки в США сохранились снимки с Давидом Бурлюком, а на одной из них – Элли Джонс, возлюбленная Маяковского.

Запоминающиеся изображения поэта были созданы актером ГосТиМа, фотолюбителем Алексеем Темериным. В 1929 году режиссер-новатор Всеволод Мейерхольд решил поставить на сцене своего театра пьесу «Клоп». Темерин фотографировал весь процесс подготовки спектакля: авторские чтения, репетиции, декорации, актеров в образах, сцены спектакля. Чуть позже, в начале 1930 года, также подробно была запечатлена на фото постановка еще одной пьесы — «Бани».

Заключительные фотографии уже сделаны после 1930 года — трагического выстрела поэта — на них изображены близкие соратники Маяковского и его сестры Людмила и Ольга.

Для получения подробной информации о каждом экспонате нажмите на изображение

Футуристы объединения «Гилея»
 Маяковский В.В., Жегин Л.Ф. и Чекрыгин В.Н
Чекрыгин В.Н., Маяковский В.В. и Шехтель В.Ф.
    Групповая фотография. М.В. Матюшин, К.С. Малевич и А.Е.Крученых    Брик Лиля Юрьевна. 1912    Авиатор Василий Каменский.
   На даче И.Е. Репина «Пенаты»    Денисова Мария Александровна    Северянин И.В.
   Луначарский А.В., Лещенко Д.И., Маяковский В.В. выходят из здания Московского кинокомитета Наркомпроса    Шамардина Софья Сергеевна    Лисицкий Эль
   Редакция газеты «Горняк». Б.Г. Пергаменщик, Б.В. Игнатович, В.И. Лебедев-Кумач     Групповая фотография. Л.Ю. Брик, О.М. Брик, Р.О. Якобсон и В.В.Маяковский    Бурлюк Д.Д. 1924 г
   Маяковский после приема в ВОКСе по случаю приезда японского журналиста и политика Тамидзи Найто    Маяковский В.В. и Морено Ф    Бурлюк Д.Д. и Маяковский В.В. на пляже Раковей-Бич
   Маяковский В.В. и Бурлюк Д.Д. с сыновьями Давидом и Никифором    Элли Джонс (урожд. Е.П. Зиберт).    Триоле Эльза. 1925.
   Яковлева Татьяна    А.М. Родченко, В.Б. Шкловский, Маяковский во дворе дома № 15 в Гендриковом переулке    Кадр из фильма "Стеклянный глаз"
   Посещение могилы В.В. Маяковского сотрудниками музея, родными поэта и знакомыми семьи Маяковских    Маяковский В.В. с Д.Д. Шостаковичем, В.Э. Мейерхольдом и А.М. Родченко на репетиции спектакля «Клоп» в ГосТИМе.    Маяковский В.В. и Судакевич А.А. 1929г
   Асеев Н.Н. и Кирсанов С.И.      Маяковская Ольга Владимировна и Бромберг Артемий Григорьевич в электричке по пути в Пушкино    Слева направо: О.М. Брик, Л.Ю. Брик, В.А. Катанян
   Лили Юрьевна Брик монтирует кинофильм "Стеклянный глаз"    С.И. Кирсанов, Д.Д.Бурлюк и М.Н.Бурлюк в Государственной Третьяковской галерее.    Маяковский В.В. 1929.