Маяковский-футурист

Выставка «Маяковский-футурист» посвящена периоду увлечения молодого поэта и художника авангардистским течением в искусстве - футуризмом, ярким представителем которого стал он сам.

Слово «футуризм» (от лат. futurum – «будущее») впервые появилось в названии «Манифеста» итальянского поэта Филиппо Томмазо Маринетти, напечатанного 20 февраля 1909 года в газете «Фигаро» (полное название статьи «Обоснование и манифест футуризма»). 

Наиболее яркими и влиятельными представителями нового авангардистского течения в России была группировка кубофутуристов. Ее основу составляли Давид Бурлюк, Велемир Хлебников, Василий Каменский, Вадимир Маяковский и Алексей Крученых. В декабре 1912 года вышел в свет сборник кубофутуристов «Пощечина общественному вкусу». Этот сборник открывался программной статьей, которую подписали Д. Бурлюк, А. Крученых, В. Маяковский, В. Хлебников. Позиция группы была выбрана разрушительная и скандальная. «Только мы – лицо нашего Времени», – утверждали они

Первая книга Маяковского – сборник стихов «Я!», выпущенный в 1913 году, может быть названа самой футуристической по оформлению из книг поэта. Сборник украшен рисунками Василия Чекрыгина и Льва Жегина (Шехтеля). Обложку исполнил сам поэт, создав, по словам Жегина, своеобразный автопортрет. В бесформенном пятне угадываются и клякса, «выплеснувшаяся из стакана» краски, и галстук-бабочка, которую поэт носил в то время. 

Тогда же появились рисунки поэта в альбоме Веры Шехтель -  в десяти из двенадцати рисунков фигурируют жирафы, поэтому эта группа графических работ получила название «Жирафья серия». Темы Африки, популярные в творчестве многих художников и поэтов начала ХХ века, и автобиографические мотивы повлияли на выбор сюжетов. По воспоминаниям В.Ф. Шехтель, из-за высокого роста друзья звали поэта «жираф».

Тиражи футуристических сборников, издававшихся самими поэтами, не превышали тысячи экземпляров, и для расширения круга своих читателей поэтам требовалось выходить с выступлениями на публичные площадки и расширять их географию. Владимир Маяковский вместе с Давидом Бурлюком и Василием Каменским предприняли большую поездку по России.

Новое эстетическое направление получило развитие и в изобразительном искусстве. На полотнах своих произведений художники-футуристы стремились передать всевозможные звуки, уличные шумы. Для этого они окружали источник звука ярко окрашенными дугами и кругами, которые должны были олицетворять колебания звуковых волн и т. п. Одним из примеров футуристической живописи можно назвать работы Маяковского «Chemin de fer» («Рулетка»), созданную в 1915 г.

Воздействие футуризма на дальнейшее развитие искусства оказалось благотворным. Подвергая критической проверке традиционные эстетические представления, футуристы по-новому поставили вопрос о границах и функциях искусства. Футуризм заставил общество переживать искусство как проблему, изменил отношение к сфере понятности-непонятности в искусстве. 

Для получения подробной информации о каждом экспонате нажмите на изображение


 mayak1.jpg    mayak2.jpg     mayak3.jpg 
   mayak4.jpg    mayak5.jpg    mayak6.jpg
   mayak7.jpg    mayak8.jpg    mayak9.jpg
   mayak10.jpg    mayak11.jpg    mayak12.jpg
   mayak13.jpg    mayak14.jpg    mayak15.jpg
   mayak16.jpg    mayak17.jpg    mayak18.jpg
  mayak19.jpg    mayak20.jpg    mayak21.jpg
   mayak22.jpg   mayak23.jpg     mayak24.jpg
   mayak25.jpg    mayak26.jpg    mayak27.jpg
   mayak28.jpg    mayak29.jpg    mayak30.jpg
  mayak31.jpg   mayak32.jpg   mayak33.jpg
  mayak34.jpg   mayak35.jpg


Яндекс.Метрика