Лиля Брик
— муза русского авангарда
«Расскажите, пожалуйста, про Лилю Брик», – такова была просьба в записке, полученной сестрой Владимира Маяковского – Людмилой на одном из литературных вечеров. О Лиле хотели узнать как можно больше как тогда, так и сейчас. До сих пор ее образ окутан мифами и домыслами. Но точно можно сказать одно – фигура Лили Юрьевны не ограничена лишь ее известными отношениями с Владимиром Маяковским. Лиля – не только его муза и хранительница наследия, но и самостоятельная творческая и разносторонняя единица: скульптор, актриса, сценарист, режиссер и костюмер, переводчик и редактор, хозяйка последнего литературно-художественного салона в СССР. Ее авторитетное мнение уважали многие писатели, поэты, художники, музыканты и даже известные всему миру кутюрье.
В 1914 году в столичном Петрограде Лиля открыла салон для творческой интеллигенции в их с Осипом Бриком квартире на улице Жуковского. Постоянными посетителями стали Василий Каменский, братья Бурлюки, Велимир Хлебников, Роман Якобсон, Виктор Шкловский и, конечно же, Владимир Маяковский. В июле 1915 года случилось знаковое событие – полноценное знакомство четы Бриков с молодым футуристом. Брики становятся для Маяковского семьей: Лиля – вдохновительницей на долгие годы, а Осип – другом и соратником.
В 1915 году Лиля начинает заниматься балетом. Ее наставницей становится одна из посетительниц салона, балерина, ранее танцевавшая в «Русских сезонах» Сергея Дягилева, – Александра Доринская. Возможно, тонкий образ Лили в балетной пачке и пуантах вдохновил Маяковского на написание киносценария «Закованная фильмой», где в центре сюжета – история любви двух творческих натур: Художника и Балерины, сошедшей к нему с афиши фильма. Балерину сыграла Лиля Брик, а влюбленного в нее Художника – Владимир Маяковский.
Но не только в качестве актрисы и музы проявила себя Лиля Юрьевна – она села и в сценарно-режиссерское кресло. В 1926 году Лиля становится сорежиссером фильма «Евреи на земле» в связке с Абрамом Роомом, а в 1929 году – совместно с Виталием Жемчужным создает сценарий фильма «Стеклянный глаз», воплощая его на кинопленке, а затем самостоятельно монтируя. Лиля выступает и в роли костюмера, создавая образ главной героини, которую сыграла Вероника Полонская.
В марте 1923 года под редакцией Владимира Маяковского начинает выходить журнал «ЛЕФ». В разделе «Практика» опубликован перевод немецкой пьесы Карла Виттфогеля «Беглец». К сожалению, переводчик не указывается, а точнее переводчица, которой являлась Лиля Брик. Ее прекрасное образование и знание французского и немецкого языков открывает массу возможностей для работы с многими иностранными текстами для «ЛЕФа».
Конечно, Лиля не была бы так известна, если бы не ее сложные отношения с Владимиром Маяковским: в предсмертном письме он назвал ее частью своей семьи. Лиля стала хранительницей его наследия: именно благодаря ей был открыт музей Маяковского, выпущено полное собрание его сочинений, проведено множество литературных вечеров и поставлено спектаклей.
Собиравшиеся в квартире Бриков и Маяковского творческая интеллигенция, лефовцы и политические фигуры испытывали на себе влияние хозяйки дома. Многие дружили с Лилей независимо от их отношений с Маяковским и ориентировались на ее авторитетное мнение. Например, Петр Незнамов, футурист и секретарь редакции «ЛЕФа», посвящает Лиле стихи; Николай Денисовский – художник и плакатист – в 1934 году писал с натуры ее портрет; даже киевское увлечение Владимира Маяковского Наталья Рябова воспоминания о поэте посвятила именно ей; Павел Лавут, известный устроитель лекционных поездок Маяковского, Семен Кирсанов, ученик Маяковского и многие другие становятся Лилиными близкими знакомыми.
Лиля Юрьевна обладала разнообразными творческими талантами, одним из которых, безусловно, было умение поддержать дарование другого. Даже в почтенном возрасте она продолжала общение и дружбу с талантами нового времени: Майя Плисецкая, Андрей Вознесенский, Эдуард Лимонов, Николай Черкасов, Вениамин Смехов, Валерий Золотухин, Рина Зеленая и многие другие. Французский кутюрье Ив Сен-Лоран дружил с Лилей Юрьевной и восхищался ею.
Для получения подробной информации о каждом экспонате нажмите на изображение
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
||