Лиля Брик
— муза русского авангарда

«Расскажите, пожалуйста, про Лилю Брик», – такова была просьба в записке, полученной сестрой Владимира Маяковского – Людмилой на одном из литературных вечеров. О Лиле хотели узнать как можно больше как тогда, так и сейчас. До сих пор ее образ окутан мифами и домыслами. Но точно можно сказать одно – фигура Лили Юрьевны не ограничена лишь ее известными отношениями с Владимиром Маяковским. Лиля – не только его муза и хранительница наследия, но и самостоятельная творческая и разносторонняя единица: скульптор, актриса, сценарист, режиссер и костюмер, переводчик и редактор, хозяйка последнего литературно-художественного салона в СССР. Ее авторитетное мнение уважали многие писатели, поэты, художники, музыканты и даже известные всему миру кутюрье.

В 1914 году в столичном Петрограде Лиля открыла салон для творческой интеллигенции в их с Осипом Бриком квартире на улице Жуковского. Постоянными посетителями стали Василий Каменский, братья Бурлюки, Велимир Хлебников, Роман Якобсон, Виктор Шкловский и, конечно же, Владимир Маяковский. В июле 1915 года случилось знаковое событие – полноценное знакомство четы Бриков с молодым футуристом. Брики становятся для Маяковского семьей: Лиля – вдохновительницей на долгие годы, а Осип – другом и соратником.

В 1915 году Лиля начинает заниматься балетом. Ее наставницей становится одна из посетительниц салона, балерина, ранее танцевавшая в «Русских сезонах» Сергея Дягилева, – Александра Доринская. Возможно, тонкий образ Лили в балетной пачке и пуантах вдохновил Маяковского на написание киносценария «Закованная фильмой», где в центре сюжета – история любви двух творческих натур: Художника и Балерины, сошедшей к нему с афиши фильма.  Балерину сыграла Лиля Брик, а влюбленного в нее Художника – Владимир Маяковский.

Но не только в качестве актрисы и музы проявила себя Лиля Юрьевна – она села и в сценарно-режиссерское кресло. В 1926 году Лиля становится сорежиссером фильма «Евреи на земле» в связке с Абрамом Роомом, а в 1929 году – совместно с Виталием Жемчужным создает сценарий фильма «Стеклянный глаз», воплощая его на кинопленке, а затем самостоятельно монтируя. Лиля выступает и в роли костюмера, создавая образ главной героини, которую сыграла Вероника Полонская.

В марте 1923 года под редакцией Владимира Маяковского начинает выходить журнал «ЛЕФ». В разделе «Практика» опубликован перевод немецкой пьесы Карла Виттфогеля «Беглец». К сожалению, переводчик не указывается, а точнее переводчица, которой являлась Лиля Брик. Ее прекрасное образование и знание французского и немецкого языков открывает массу возможностей для работы с многими иностранными текстами для «ЛЕФа».

Конечно, Лиля не была бы так известна, если бы не ее сложные отношения с Владимиром Маяковским: в предсмертном письме он назвал ее частью своей семьи. Лиля стала хранительницей его наследия: именно благодаря ей был открыт музей Маяковского, выпущено полное собрание его сочинений, проведено множество литературных вечеров и поставлено спектаклей.

Собиравшиеся в квартире Бриков и Маяковского творческая интеллигенция, лефовцы и политические фигуры испытывали на себе влияние хозяйки дома. Многие дружили с Лилей независимо от их отношений с Маяковским и ориентировались на ее авторитетное мнение. Например, Петр Незнамов, футурист и секретарь редакции «ЛЕФа», посвящает Лиле стихи; Николай Денисовский – художник и плакатист –  в 1934 году писал с натуры ее портрет; даже киевское увлечение Владимира Маяковского Наталья Рябова воспоминания о поэте посвятила именно ей; Павел Лавут, известный устроитель лекционных поездок Маяковского, Семен Кирсанов, ученик Маяковского и многие другие становятся Лилиными близкими знакомыми.

Лиля Юрьевна обладала разнообразными творческими талантами, одним из которых, безусловно, было умение поддержать дарование другого. Даже в почтенном возрасте она продолжала общение и дружбу с талантами нового времени: Майя Плисецкая, Андрей Вознесенский, Эдуард Лимонов, Николай Черкасов, Вениамин Смехов, Валерий Золотухин, Рина Зеленая и многие другие. Французский кутюрье Ив Сен-Лоран дружил с Лилей Юрьевной и восхищался ею.

Для получения подробной информации о каждом экспонате нажмите на изображение

01.jpg
02.jpg
03.jpg
04.jpg 05.jpg 06.jpg
07.jpg  08.jpg 09.jpg
10.jpg 11.jpg 12.jpg
13.jpg 14.jpg 15.jpg
16.jpg 17.jpg 18.jpg
19.jpg 20.jpg 21.jpg
22.jpg 23.jpg 24.jpg
25.jpg 26.jpg 27.jpg
28.jpg 29.jpg 30.jpg
31.jpg 32.jpg 33.jpg  
34.jpg 35.jpg 36.jpg
37.jpg 38.jpg 39.jpg
40.jpg 41.jpg 42.jpg
43.jpg



Яндекс.Метрика