21.07.2019

МАЯКОВСКИЙ_уикенд в Еврейском музее и центре толерантности

Еврейский музей и центр толерантности 21 июля.jpg

В этом году Государственный музей В.В. Маяковского празднует день рождения поэта четыре дня (18-21июля), организовывая мероприятия в квартире семьи Маяковских на Большой Пресне, а также на трех дружественных площадках: в Государственном музее А.С. Пушкина, Еврейском музее и центре толерантности и на даче Маяковского на Акуловой горе в Пушкино.


21 июля

ЕВРЕЙСКИЙ МУЗЕЙ И ЦЕНТР ТОЛЕРАНТНОСТИ

(ПРИ ПОДДЕРЖКЕ ЭНЦИКЛОПЕДИИ РУССКОГО АВАНГАРДА)

(ОБРАЗЦОВА, д. 11, к. 1)

  

16:00 – 17:00

Презентация культурно-образовательного проекта «Маяковский в Америке» с демонстрацией короткометражного фильма «Маяковский_Дочка»

Презентация посвящена визиту поэта в Америку в 1925 году. Общеизвестно, результатом путешествия стали более двух десятков стихотворений, книга очерков «Мое открытие Америки». Но была тайна, о которой поэт не говорил никому. Загадочное слово «дочка», найденное исследователями в его записной книжке, порождало различные версии и догадки, пока Патриция Томпсон не рассказала историю любви своих родителей – Владимира Маяковского и русской эмигрантки Элли Джонс. В 1993 году ею была выпущена книга «Маяковский на Манхэттене», а в 2017 году Государственный музей В.В. Маяковского представил читателям ее новое издание, переработанное и дополненное ранее неизвестными документами. Кроме того, во время презентации будет показан короткометражный фильм с элементами стиля комикса «Маяковский_Дочка», в котором соединился творческий замысел студии RuObraz с темой путешествия Владимира Маяковского в США, что и стало поводом для диалога двух поколений. Роль Маяковского в этом необычном фильме исполняет Михаил Блиндарь.

 

Презентацию проводит Алексей Лобов, директор Государственного музея В.В. Маяковского

 

17:00 - 18:20

Лекция «Маяковский и Пушкин: "почти что рядом"»

Русская литература знала две ярких переломных эпохи – начало XIX и начало XX века. Пушкин и Маяковский были символами этих эпох, кумирами своих поколений. Новая эпоха спорила с прежней всем – эстетикой, языком, идеалами. Суть ее – предчувствие близкой исторической катастрофы, затем страшная война, революция, слом всей прежней жизни. Главной заботой ее художников было Будущее, радикально отличное от всего прошедшего. В борьбе за искусство Будущего футуристы при активном участии Маяковского начинали с противостояния всему, что было утверждено общественным мнением, – отсюда их требование «бросить Пушкина с парохода современности». Это противостояние было остро воспринято современниками и закрепилось в исторической памяти. Но о центральном положении Пушкина в культуре футуристы никогда не забывали. Он был для них точкой не только отталкивания, но и опоры. Поэты нового времени по-своему решали поэтические задачи, поставленные Пушкиным, по-новому разрабатывали важные темы его творчества.

Неожиданные параллели личных биографий поэтов говорят, как несхожие обстоятельства привели к одному трагическому итогу: смерти от пули. Их посмертные судьбы, где сменяются периоды мертвящей канонизации и живой любви, тоже оказываются связанными. Символично соседство двух памятников на Тверской улице – «почти что рядом», в одной остановке метро.

Лекция сопровождается демонстрацией фотоматериалов и исторической кинохроники.

 

Лектор – Галина Антипова научный сотрудник Государственного музея В.В. Маяковского.

 

 

18:30 - 19:50

Лекция «"Разговор с фининспектором о поэзии": экономический манифест Маяковского»

В мае 1926 года Владимир Маяковский предпринял одну из последних своих радикальных эскапад — отдал в печать стихотворение «Разговор с фининспектором о поэзии». В июне оно было издано в виде отдельной книжки в Тифлисе, в оформлении Александра Родченко; осенью его напечатал журнал «Новый мир». Примечательно, что на книгу не появилось ни одной рецензии — несмотря на успех стихотворения у публики. Это произведение — не только гимн поэтическому искусству и не только едкая насмешка поэта над госчиновничеством. Маяковский, будучи чрезвычайно продуктивным, но далеко не самым высокооплачиваемым литератором, публично обозначил уровень писательских доходов, а также попытался побороть бюрократию. Попытка тягаться с левиафаном обескуражила поэта — налог не только не снизили, а увеличили почти в 5 раз (!), поставив его на грань финансового банкротства. Лекция будет посвящена разбору деталей этого стихотворного манифеста и его рецепции, а также нюансам его экономического контекста и иллюстрирования.

 

Лектор – Андрей Россомахин, филолог, искусствовед, исследователь русского авангарда, научный редактор серии «Avant-Garde» в издательстве АНООВО «Европейский университет в Санкт-Петербурге». Автор (и соавтор) более 100 публикаций, а также 20 книг (в том числе о крупнейших фигурах авангарда ― Хлебникове, Маяковском, Каменском, Хармсе и др.).

 

20:00 - 21:00

Перформанс «Манифест футуристов»

Акция молодых актеров является трибьютом футуристам и их первому перформансу в России. Она представляет собой своеобразный диалог с одним из главных перформеров – Владимиром Маяковским, который пропагандировал эстетическую и экзистенциальную трансформацию человека, культуры и эпохи, отказ от быта и классического искусства. Личность и творчество авангардиста стали импульсом для исследования: недостижимый гений-гигант, художник, поэт, драматург, рекламщик, дизайнер и его радикальное творчество переосмыслено актером и автором идеи Георгием Антоновым и резидентами музыкально-поэтического проекта «Живая суббота»: Натальей Иглиной, Дариной Рогозинской, Никитой Евтушенко.

 

Участие во всех мероприятиях бесплатное, но требуется регистрация на официальном сайте Еврейского музея и центра толерантности: www.jewish-museum.ru.

 


Название: МАЯКОВСКИЙ_уикенд в Еврейском музее и центре толерантности
Начало активности (дата): 21.07.2019

Возврат к списку